По вопросу самоопределения Косово Россия пока занимает позицию, отличную от позиции США и большинства государств Евросоюза. Через ключевых игроков российского политического Олимпа публично заявляется о необходимости придерживаться норм международного права.
Под этим Москва понимает следующий вариант развития событий на Балканах: вопрос независимости Косово следует обсуждать еще долго, активно задействовав в процессе Сербию, чьи коренные интересы он затрагивает.
США начали развал Югославии, чтобы, в конечном счете, завершить процесс согласно логике. Логика, в свою очередь, заключается в том, чтобы отделить Косово от Сербии и тем самым, вновь перекроить карту Европы в угоду своим геополитическим интересам. Американцы заинтересованы максимально ослабить бывшую Югославию, одновременно добившись снижения уровня влияния России в регионе до минимального уровня. Окруженная прозападно настроенными кусочками Югославии, Сербия должна признать протекторат США и лечь на курс, выгодный Вашингтону. Загвоздка в том, что Вашингтон не уверен в Сербии, считая ее, если не оплотом России на Балканах, то страной, где влияние США не абсолютно. Эти опасения еще более усиливаются на фоне президентских выборов во второй половине января 2008 года в данной балканской стране.
Евросоюз, за исключением Кипра, единогласно поддерживает идею одностороннего провозглашения независимости Косово. Судя по всему, складывается ситуация, когда Кипр стал невольным союзником России. Причем, не в силу единства взглядов и подходов к проблеме, а по причине опасений за безопасность территориальной целостности Кипра.
10 декабря истек срок, отведенный Советом безопасности ООН тройке посредников — ЕС, США и РФ — для компромиссного решения косовского вопроса. Тройка констатировала, что стороны не смогли достичь соглашения по статусу края. Как и до начала переговоров, Косово хочет независимости — и только, Сербия — готова к широкой автономии, но в своем составе и без нарушения территориальной целостности.
Москва говорит о цепной реакции
Министр иностранных дел России Лавров предупредил западных партнеров, что одностороннее признание независимости Косово вызовет цепную реакцию на Балканах и в других регионах мира. К потенциально проблемным регионам на Смоленской площади относят не только Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье. Это и Крым, где свыше 70 процентов населения — русские, желающие воссоединения полуострова с Россией, и Страна Басков, расположенная сразу в двух европейских государствах — Испании и Франции, это и Северная Италия, желающая независимости от Юга, и Северная Ирландия, а также Шотландия, давно ратующие за отделение от Британии. Возможно провозглашение самостийности и в Трансильвании — части Румынии, населенной венграми, — считает российский министр.
На первый взгляд может показаться, что России выгодны эмоциональные решения по косовскому вопросу. В случае одностороннего объявления независимости, по этому пути потенциально могут пойти в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. Тогда проблемы возникнут в Тбилиси и Кишиневе. Их объединяет то, что все они являются самопровозглашенными республиками, и если следовать логике, объединяет с Косово то же самое.
Поэтому сценарий дальнейшей цепной реакции предугадать несложно. Все три государства, по примеру Косово, провозглашают независимость, а Москве ничего не остается, как признать декларации о независимости. В подобной ситуации Москва становится заложником своих обещаний, так же как Евросоюз по вопросу Косово. Европейцы обещали всяческую поддержку Приштине, в силу чего им придется пойти на признание независимости, ибо непризнание фактически означает отказ ЕС от данных обещаний.
По сути, Москва пытается обезопасить свое политическое реноме. Мол, если ЕС будет вынужден пойти на признание Косово независимым государством, то Москва окажется в подобной же ситуации по Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью. России такой исход крайне невыгоден.
Крымский вал
Вопрос самоопределения Крыма лежит в несколько иной плоскости, нежели вышеозвученная проблема. Крым де-факто не является самопровозглашенной территорией и, несмотря на преобладание русского населения, резких движений политического толка не предпринимал. Вопрос о независимости Крыма от Украины, если и поднимался, то не так остро, как в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье. С другой стороны, России трудно выработать понятную политику в отношении Крыма. Можно предполагать, что в сознании многих россиян Крым как был, так и остался частью российской территории. В свою очередь, Москва не может однозначно поддержать сепаратистские настроения на полуострове без риска и обострения отношения с Киевом.
В то время, как жители Абхазии, Южной Осетии могут спокойно и без проблем оформить российское гражданство, в Крыму такой возможности просто нет.
Еще одна проблема — крымские татары. С тех пор, как развалился Советский Союз, в Крым переехало большое число представителей данной национальности. Они прекрасно помнят, как во время второй мировой войны были насильно переселены сталинским режимом в другие республики СССР. Естественно, историческую память нельзя стереть ластиком.
Москва однозначно не заинтересована портить отношения с Киевом. Кризиса по газу и проблем с довольно грубой поддержкой кандидатуры Виктора Януковича на президентских и парламентских выборах в Украине вполне достаточно, чтобы сказать, что лимит терпения выбран полностью. Дальше обострять отношения в Москве не склонны. Думаю, там пришли к общему знаменателю: посмотреть, как закончится канитель с попытками протащить на премьерский пост Юлию Тимошенко, и только после того, как станет известна политическая конфигурация Украины, попытаться выработать стратегию отношений с ней.
Чечня — «ахиллесова пята» России
Никто, наверное, не будет оспаривать того факта, что Чечня — это главный вопрос России. На фоне событий в данной части России все проблемы с абхазами, осетинами, молдаванами и украинцами отходят на второй план. Чечня находится не на окраине России, а в самом теле, ее отделяют от страны не межгосударственная граница, как с Приднестровьем или Украиной, и не символическая линия, как с Южной Осетией и Абхазией. Она находится внутри России и любые центробежные силы, возникшие внутри Чечни, могут разорвать страну на части.
Если какие-то реинтеграционные события произойдут в Абхазии и Южной Осетии, то будут восприняты Россией болезненно, но вполне переживаемо. Мол, это самопровозглашенные территории, раньше являлись частью территории Грузии, в случае, если они не объединятся с Россией, то ничего ровным счетом не потеряно. Приднестровье — и вовсе молдавская территория.
Другое дело, Чечня. Как представляется, Москва не хочет давать ни малейшего повода силам внутри Чечни, ориентированным на провозглашение независимости. Любое одностороннее признание независимости Косово априори разрешает Чечне сделать то же самое.
Когда официальные российские власти говорят о том, что в этой кавказской республике уже нет сил, ратующих за отделение от России, надо полагать, здесь все же больше пропаганды, чем констатации реально существующего факта.
Тот же Рамзан Кадыров, на первый взгляд, выглядит горячим сторонником России. Пока Россия платит деньги и силой держит его у власти, все выглядит спокойно и почти что сносно. Что произойдет, когда Москва прекратит финансирование, а войска выйдут из Чечни, мало кто может представить.
Вполне возможно, Евросоюз сейчас держит в голове косовскую проблему, а в уме — чеченскую. Вероятно, следующий всплеск непримиримой критики кавказской политики России можно ожидать после того, как Приштина обретет независимость.
Такой сценарий развития событий Москве явно не нужен. И она всеми силами пытается от него уйти…
Изображение с сайта http://nrs.ru