«…В 2008 году намечено создание интегрированной структуры, которая позволит сконцентрировать имеющиеся интеллектуальные, производственные и трудовые ресурсы и оптимизировать их использование для сохранения и развития научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса» (министр обороны РФ Анатолий Сердюков).
Но невзирая на слова, произнесенные профессионалом, Военно-промышленный комплекс (ВПК) или, как его сейчас принято называть, оборонно-промышленный комплекс России, — на сегодня вызывает сплошь противоречивые чувства.
Так, если взглянуть на численность предприятий ВПК, то она значительна. Если посмотреть на новейшие разработки в области вооружения и военной техники (ВВТ) — то также что-то проходит испытание, где-то появляются новейшие образцы, к которым проявляют большой интерес зарубежные страны.
Но если взять во внимание число новых образцов ВВТ в армии, то создается впечатление, что никакого отечественного ВПК в России нет. Напомним, что доля современных образцов ВВТ в российской армии составляет 10-20 процентов.
Однако известно, что после распада СССР три четверти предприятий ВПК отошли к России (в конце 80-х гг. в Союзе функционировало более 5 тыс. научных учреждений различного уровня). На сегодня ядро военно-промышленного комплекса России объединяет немногим более 1600 предприятий и организаций, основной деятельностью которых является разработка и производство ВВТ.
Наряду с укрупнением и оптимизацией предприятий ВПК, многие организации были закрыты в связи с отсутствием финансирования со стороны государства и потерей квалифицированных кадров. При этом факторы, непосредственно определяющие функционирование российского ВПК условно можно разделить на две группы:
1. внешние (влияющие извне на предприятия ВПК);
2. внутренние (предопределяющие деятельность самой системы и структуры ВПК).
К внешним факторам можно отнести:
отсутствие у руководства министерства обороны ясности в понимании внешней политики;
«размытость» критериев национальной безопасности;
отсутствие как таковой военной доктрины;
фактически провал реформы Вооруженных Сил;
низкую эффективность реализации программ вооружений;
непрерывную смену кадров на руководящих должностях ВПК.
Внутренними факторами, влияющими на деятельность предприятий ВПК можно считать:
ограниченный или минимальный объем финансирования по государственному оборонному заказу;
нехватку средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), что негативным образом повлияло на разработку новых образцов ВВТ;
приоритет экспорта разработок ВВТ и их лицензий за рубеж;
постоянное снижение научно-технического и производственного потенциала по причине недостаточного уровня оплаты высококвалифицированного труда, нерешенности социальных вопросов.
Нельзя утверждать, что Москва не предпринимала мер по реанимации ВПК. Так, в начале 2000-х годов в целях устранения возникших экономических проблем в ВПК была разработана Федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)».
Однако при ее реализации не были достигнуты поставленные цели. Другими словами данная программа была провалена. Так, например, к началу 2004 года в ВПК планировалось создать около 40 крупных интегрированных структур. Однако было создано только 11. При этом в полном объеме функционируют лишь две — ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».
Другой попыткой стало принятие очередной Государственной программы вооружений, рассчитанной на 2007-2015 годы. Однако в ней видны не только сильные стороны.
Так, новая программа предусматривает сокращение типов ВВТ, что целесообразно, так как большое разнообразие вооружения и военной техники негативно влияет на армейские подразделения. Они, например, вынуждены каждый вид вооружения обеспечивать боеприпасами только требуемого калибра, что при наличии различных типов ВВТ с разными калибрами вынуждает изыскивать дополнительные ресурсы.
Другой пункт в программе — комплексное вооружение частей и подразделений новыми образцами. Это также оправдывает себя, так как армия не нуждается в нескольких единицах опытных образцов, а нуждается в перевооружении современными комплексами вооружения и военной техники. И все это должно происходить на уровне подразделений.
И самый интересный пункт — выделение почти пяти триллионов рублей на реализацию программы. Цифра уже сама по себе внушает уважение.
Но уже сейчас в данной программе можно найти слабые места.
Во-первых, очевидно, что в среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее сокращение российского ВПК с концентрацией наиболее перспективных производств в рамках нескольких десятков холдингов, которые будут получать основное финансирование за счет экспорта вооружений и продажи промышленного оборудования на внутреннем рынке. При этом госзаказ по-прежнему не будет играть ведущей роли.
Во-вторых, не минимизировав влияние внешних факторов на ВПК, действующие структуры опять столкнутся с проблемами при создании новейших образцов вооружения. В результате НИОКР будет растягиваться на длительный срок. Это, в свою очередь, будет способствовать появлению новых, но морально устаревших образцов ВВТ.
В-третьих, финансирование ВПК за счет реализации программы в размере 5 трлн. рублей могло бы радикальным образом изменить ситуацию в отрасли при условии 2-3-х летнего ее освоения. В данном случае 5 трлн. рублей нужно разделить на весь период реализации программы — 9 лет. В результате, финансирование направляется не на развитие оборонного комплекса, а только на его поддержку.
В-четвертых, подобные объемы финансирования не смогут изменить существующей ситуации в Вооруженных силах России, где наблюдается постоянный процесс старения парка вооружения. В результате и дальше будет расти количество основных образцов вооружения, военной и специальной техники, требующих ремонта. При этом выход из строя вооружения и техники будет, как и раньше, превышать поступления их новых образцов по государственному оборонному заказу.
***
Насколько эффективны программы, разрабатываемые правительством и министерством обороны — покажет время.
Конечно, здесь можно было бы обсудить и другую Федеральную целевую программу — «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2007-2010 годов и на период до 2015 года», общий объем которой — 500 миллиардов рублей.
В ее задачи входит помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в переоснащении производства, внедрении современных наукоемких технологий.
Но практика показывает: успех от реализации программы наглядно отображается не в отчетах, а в реальности. А она на сегодня такова, что 75 процентов производственного оборудования предприятий ВПК устарело.
При этом ВПК загружен заказами только на 20-40 процентов, что вряд ли может соответствовать тезису о поддержании обороноспособности страны. В то же время по подсчетам экспертов, уже к 2015 году до 80 процентов ВВТ, изготовленных еще при СССР, может выйти из строя.
Коллаж с сайта http://fin.aif.ru