Ярмарка госзаказов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ярмарка госзаказов

Ярмарка госзаказов

Акимат Южно-Казахстанской области решил сделать максимально прозрачной ситуацию вокруг тендеров на госзаказы и провел ярмарку госзакупок, планируемых на 2008 год.

  • 11 Января 2008
  • 1485
Фото - Caravan.kz

Департаменты областного акимата, которые готовятся стать заказчиками по тем или иным позициям расходной части бюджета, выставили все свои планируемые заказы в фойе областного драмтеатра Шымкента.
Причем, каждый департамент подробно и наглядно оформил паспорта заказов — виды требуемых работ или услуг, объем работ, сметную стоимость проекта, сроки сдачи.
В общем, своего рода полная тендерная информация, с указанием сроков его проведения. (В ряде случаев были объявлены и точные даты тендеров. Из-за того, что по некоторым из госзаказов еще не определился срок финансирования, дата проведения тендерных конкурсов указывалась ориентировочно).
Вообще, скандалы вокруг тендеров по госзаказам на Юге — явление традиционное. Здесь, как правило, вопросы возникают еще на первом этапе — официальном объявлении о проведении тендера на те или иные виды работ и услуг.
По закону подобные объявления должны размещаться в печати за месяц-два до проведения тендера, чтобы все желающие могли своевременно подготовиться и подать заявки. В Шымкенте и ЮКО, где издревле существует более сотни независимых СМИ, такое газетное разнообразие имело как позитивную, так и негативную стороны.
Скажем, номинально некое издание (с напрочь «непродажным» тиражом, этак в пару тысяч), могло по собственному почину опубликовать объявление о том или ином тендере. И это уже было основанием для чиновников не беспокоиться в дальнейшем об объявлении тендера. В результате, на конкурс попадали исключительно нужные участники, с заведомо известным победителем.
Правда, с некоторых пор, две главные официальные газеты на казахском и русском языках, учредителем которых является аким Южно-Казахстанской области, значительно изменили эту ситуацию. Во всяком случае, требование чтобы акимат печатал свои объявления еще в каких-либо газетах становится просто абсурдным.
Хотя и здесь монополия областного официоза уже не бесспорна. Но об этом чуть ниже. Добавим лишь, что проведение в начале года публичной ярмарки запланированных акиматом госзаказов, само по себе уже способно убрать информационный барьер вокруг тендеров.
Отдельным, своего рода предостережением давались условия, которым должны соответствовать будущие подрядчики. Это, кстати, совсем не лишнее, учитывая, что на значительную часть госзаказов в минувшем 2007 году приходилось объявлять и по второму, и по третьему тендеру.
И дело даже не в том, что госзаказ не находил подрядчика с первого раза. За каждый лот была жесткая конкурсная борьба между несколькими конкурентами. Однако потом вдруг выяснялось, что выигравший госзаказ счастливчик, приступив к делу, был совершенно не в состоянии справиться с поставленными задачами даже при условии 50 %-й предоплаты.
Посмотреть на ярмарке было на что. Один только департамент политики акимата ЮКО выставил на обозрение заказы по трем позициям, более чем на 260 млн. тенге.
Тут, кстати, нужно отметить, что организатором и куратором проведения ярмарки госзаказов выступил именно департамент внутренней политики акима ЮКО. Госзаказ, по мнению чиновников, это сейчас уже не только экономика, но еще и политика. То есть, заказчики в лице акимата не собираются делить потенциальных подрядчиков на «правых» и «левых», вводить политсовет в тендерную комиссию никто не будет.
Однако в целом скандальная слава иных тендеров по госзаказам так или иначе отражается на имидже акимата, а это уже политика, во всяком случае, внутренняя — точно.
В целом, департамент внутренней политики намеревается в дальнейшем вплотную сотрудничать со СМИ в деле госзаказов. Департамент готов даже регулярно приглашать в члены тендерной комиссии кого-нибудь из журналистов, дабы обеспечить максимальную гласность и прозрачность тендеров на всех этапах.
Тут, правда, и появляется первая запятая. Дело в том, что главными претендентами на госзаказы того же департамента внутренней политики являются …сами СМИ. В этом году акимат выделяет порядка 220 млн. тенге на размещение официальных публикаций и объявлений в газетах и электронных СМИ.
Заметим, что в прошлом году по аналогичной статье выделялось чуть более 44 млн. тенге. Естественно, госзаказ будет распределяться среди медийщиков также путем проведения тендеров.
В таких условиях приглашать в члены конкурсной комиссии кого-нибудь из местных журналистов становится делом несколько проблематичным. Здесь у самих представителей масс-медиа имеется выбор — либо быть членом в жюри, но отказаться от соисканий на госзаказ, либо подавать заявку как претендент, но тогда уже не лезть в комиссию.
Но в целом средства массовой информации будут иметь полный расклад по всем этапам проведения тендера. Как «газетного», так и остальных. Особенно прозрачным планируется устроить подведение итогов тендеров. Каждый проигравший участник тендера получит подробное объяснение причин, по которым его предложение было отклонено.
Между прочим, ранее абсолютно не практиковалась огласка причин, по которым было отдано предпочтение тому или иному участнику тендера. Это делалось для того, чтобы предотвратить возможный экономический шпионаж, соблюсти конфиденциальность «ноу-хау» претендента, в результате которого тот стал победителем тендера.
Возвращаясь к госзаказу среди масс-медиа, по которому, кстати, газеты и ТВ и будут представлять проводимую в стране государственную политику, то здесь в тендерные условия ведены ряд новшеств и усовершенствований.
Так, в прошлом году одна какая-нибудь газета (телеканал) выигрывали лот, скажем, по пропаганде «Здорового образа жизни». Другое СМИ — по освещению экономических реформ. И так далее. В результате на информационном рынке складывалась довольно однобокая ситуация, когда то или иное направление нашей многовекторной государственной политики подавалось сугубо и исключительно в каком-нибудь определенном издании.
Уже по ходу дела, видя политическую неверность подобной ситуации, чиновникам приходилось на джентельменских началах договариваться с редакторами. Чтобы как-то разнообразить ассортимент газетно-телевизионных выступлений, в рамках уже распределенных госзаказов. В этом году подобная ошибка учтена. Лоты стали более унифицированные.

Фото с сайта www.rsfgloria.ru