Приговоренные к жизни - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+18 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Приговоренные к жизни

Приговоренные к жизни

Резолюция ООН, призывающая все страны ввести мораторий на смертную казнь, в ноябре 2007 года была одобрена большинством государств мира. Документ поддержали 99 стран, "против" высказались 52 государства, воздержались 33.

  • 13 Декабря 2007
  • 2307
Фото - Caravan.kz

Всего же в мире 146 государства отказались от применения смертной казни в качестве высшей меры наказания за совершенные преступления. В 51 стране казни продолжаются, и, порой, носят публичный характер. В 2006 году в мире были казнены более 5 тысяч человек.
Бессрочный мораторий на применение смертной казни в Казахстане был объявлен в 2003 году, и до сих пор в нашей стране не был приведен в исполнение ни один приговор — 31 приговоренный к высшей мере наказания в настоящее время находятся в тюрьмах особого режима.
В 2005 году под высшую меру наказания подпал 1 человек, в 2006 — 3, в 2007 — 1. На пятерых приговоренных к смертной казни, распространилось действие моратория, и они отбывают наказание в исправительных учреждениях страны.
Сегодня есть реальная надежда на то, что всем им смертная казнь будет заменена на пожизненное заключение. По словам председателя Комитета уголовно-исполнительной системы МЮ РК Мейрама Аюбаева, в Казахстане смертная казнь предусмотрена лишь пятью статьями УПК РК.
Вопрос отмены смертной казни в Казахстане носит не столько уголовно-правовой, сколько социальный характер. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 года пункт 2 статья 15 изложен в следующей редакции: «Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. В настоящее время смертная казнь, как высшая мера наказания, допускается только за особо тяжкие преступления, совершаемые в военное время, и террористические преступления, повлекшие за собой гибель людей».
Между тем в Казахстане продолжается обсуждение вопроса отмены смертной казни. На днях в Астане состоялся мастер-класс на тему «Информационная кампания в пользу отмены смертной казни в Казахстане» для журналистов и сотрудников Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК. Организовало мероприятие в рамках информационной кампании Представительство PRI («Международная тюремная реформа») в Центральной Азии «Глобальные действия по отмене смертной казни» при поддержке Европейской комиссии.
Директор Представительства PRI в Центральной Азии Гульнара Калиакбарова рассказала, что «Международная тюремная реформа» осуществляет свою деятельность в странах центрально-азиатского региона с 1998 года. Цель, преследуемая PRI, — это гуманизация уголовного законодательства, реформирование уголовно-исполнительной системы, развитие национальных механизмов предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в местах лишения свободы, усиление сотрудничества государственных органов с институтами гражданского общества, налаживание профессиональных региональных контактов между пенитенциарными службами стран Центральной Азии.
Сегодня Представительство PRI реализует ряд проектов в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.
Здесь следует напомнить, что в апреле 2007 года Казахстан присоединился к инициированному Европейским Союзом заявлению об отмене смертной казни, представленному Генеральной ассамблеей ООН.
В этой связи ведется строительство колонии для осужденных на пожизненное лишение свободы с соблюдением всех международных стандартов. Таким образом, в Казахстане целенаправленно создаются условия для реализации прав осужденных и гуманизации системы наказания.
Кроме того, в последнее время более широко применяется альтернатива тюремному заключению, в результате чего за последние 8 лет тюремное население в стране сократилось почти в 2 раза.
В 2002 году исправительная система была передана из ведения МВД в систему Минюста. Впоследствии был законодательно утвержден общественный контроль по соблюдению прав, свобод и законных интересов осужденных.
В результате «Международная тюремная реформа» считает позитивным взаимодействие пенитенциарных учреждений с общественными неправительственными организациями и СМИ, что создает условия для обеспечения прозрачной деятельности уголовно-исполнительной системы.
Между тем казахстанское общество с трудом принимает саму идею отмены смертной казни, считая такую меру наказания наиболее эффективной в борьбе с преступностью. В то же время статистика показывает, что введение моратория на смертную казнь никак не отразилось на уровне преступности в Казахстане.
Кроме того, в результате исследований не было собрано убедительных доказательств того, что смертная казнь влияет на снижение уровня преступности сильнее, чем иные виды наказания. Судите сами.
В 2003 году, когда Казахстан ввел мораторий на применение смертной казни, в стране было совершено 667 преступлений. В течение 2005 года в республике был зарегистрирован 551 случай уголовного преступления. В 2006 году в стране совершено 507 преступлений, а за 9 месяцев текущего года — 274. Конечно, при этом следует учитывать и значительное смягчение уголовного законодательства, в котором за преступления, которые считались серьезными, сегодня предусмотрено административное наказание.
Но позитивное общественное мнение в данном случае необходимо создавать, и здесь значительная роль отведена средствам массовой информации. В последнее время общественное мнение в отношении пенитенциарной системы складывается не самое радужное. Способствуют этому журналы определенной направленности, кинофильмы о жизни криминализированной части общества. И, чего греха таить, нечастые, но очень заметные случаи, когда люди сталкиваются с хамством и непрофессионализмом представителей правоохранительных органов.
Хотя в последнее время ситуация в учреждениях уголовно-исполнительной системы изменилась в лучшую сторону. Почувствовали на себе положительное влияние гуманизации и приговоренные в смертной казни и пожизненному заключению.
По информации начальника управления по оперативной работе КУИС МЮ РК Игоря Мирошниченко, в настоящее время в колониях особого режима осужденные содержатся в камерах по 4 человека. При этом учитывается психологическая совместимость людей. С осужденными работают психологи, им оказывается квалифицированная медицинская помощь.
— Однако жесткое законодательство не способствует исправлению пожизненно заключенного, — отметил при этом Игорь Олегович. — В этой связи необходимо пересмотреть некоторые статьи закона.
Действительно, как, например, толковать норму закона, регламентирующую увеличение время прогулки с оговоркой «при отсутствии грубого нарушения режима»? Получается, что в колонии нарушения делятся на грубые и негрубые? Игорь Мирошниченко при этом только плечами пожал и ответил, что в данном случае необходимо просто исключить оговорки.
Кроме того, он считает, что исправить тех, кому смертная казнь заменена на пожизненное лишение свободы (ПЛС), нельзя. Их нужно только изолировать от общества, так как нет гарантии, что, рано или поздно выйдя на свободу, убийца вновь не совершит преступление.
Еще один интересный факт. От общего числа осужденных, приговоренных к смертной казни или к ПЛС, лишь 2 процента — рецидивисты. Остальные совершили тяжкое преступление впервые. И трудно оценить тяжесть преступления, когда на одной ступени находятся мужчина, в пьяном угаре зарубивший топором четырех человек, и лидер организованной преступной группировки, в течение года убивавший таксистов.
Как в любой системе, в уголовно-исполнительной системе тоже имеются проблемы. Это набор квалифицированных кадров и обеспечение их социальным пакетом. Увы, но пока размеры оплаты труда в колониях особого режима не отвечают условиям работы. Текучесть кадров здесь наблюдается высокая.
Также трудно обеспечить работой осужденных, содержащихся в колониях особого режима. Ведь им нельзя дать ножи, ножницы, иглы. Поэтому дополнительного заработка они не имеют, соответственно, лишены возможности приобретения продовольственных товаров в дополнение к казенному пайку.
Именно здесь, в зоне особого режима осужденные начинают задумываться о душе. С ними ведут беседы представители всех религиозных конфессий. У некоторых начинают проявляться таланты, которые психологи направляют в правильное русло, что позволяет предотвращать попытки суицида среди осужденных. В колониях регулярно проходят выставки творчества заключенных, концерты художественной самодеятельности.
Между тем, представители КУИС назвали четыре психологические стадии осужденных к ПЛС: агрессия, направленная на сотрудников колонии; агрессия, направленная на себя; агрессия в отношении сокамерника; принятие ситуации. Поэтому в течение некоторого времени вновь прибывший осужденный находится в изоляции, пока не смирится со своим положением.
Трудно сказать, что хуже, смертная казнь или пожизненное заключение. Гульнара Калиакбарова убеждена, что смертная казнь — слишком легкое наказание, не позволяющее преступнику полностью осознать всю тяжесть содеянного. Где-то она права. Но за всю историю существования человечества самой тяжкой карой считается именно казнь. И способов казни придумано великое множество. Можно ли прибавить сюда полтора десятка лет размышлений в одиночной камере? Наверное. Причем в данном случае есть надежда, что преступник может исправиться и даже выйти на свободу. Правда, это будет решать суд, конечно, с учетом мнения представителей потерпевшей стороны.
В то же время в Казахстане, как и во всем мире, наблюдается рост тюремного населения: с января по декабрь текущего года оно увеличилось на 5 тысяч человек. Сегодня в стране на 100 тыс. населения приходится 140 заключенных. Учитывая, что суды все чаще выносят приговоры, не связанные с лишением свободы, в исправительных учреждениях содержатся осужденные по серьезным уголовным статьям.
Причина тому, считает госпожа Калиакбарова, в уголовной политике, в которой все еще преобладает карательный характер. В Казахстане более 60 процентов граждан осуждены на сроки более 5 лет. К примеру, средний срок наказания в виде лишения свободы в Европе составляет 6 месяцев. Все это не позволяет говорить о том, что все в порядке в пенитенциарных учреждениях нашей страны. Руководство КУИС начало проводить работу по приведению условий содержания заключенных к международным стандартам, но необходимо продолжать эту деятельность, выделять средства на повышение престижа работы в уголовно-исполнительной системе, улучшение материальной базы учреждений. И здесь нужно обратить внимание на проблемы уголовно-исполнительной системы правительству и депутатам парламента.
Кстати, одним из аргументов в пользу отмены смертной казни является несовершенство судебной системы, когда к высшей мере наказания приговаривается невиновный человек. Представители КУИС смогли вспомнить лишь один «позитивный» пример. Пока приговоренный к смертной казни заключенный ждал исполнения приговора, следователи нашли преступника, виновного в совершении одного из убийств, за которое заключенный должен был ответить. В итоге дело было пересмотрено, а приговор суда отменен.
Из мировой практики только в США с 1973 года 113 заключённых были освобождены из камер смертников после того, как обнаружились доказательства их невиновности в преступлениях, за которые их приговорили к смерти. В большинстве случаев обвинительный приговор был вынесен в результате неправомерных действий со стороны прокуратуры или полиции; принятия судом недостоверных свидетельских показаний, улик или признаний; а также недостаточного профессионализма защитников.
Отказ от смертной казни в пользу пожизненного лишения свободы позволяет понять, что человечество повзрослело, стало гуманнее.
Изоляция от общества — уже тяжкое наказание, дающее человеку возможность осознать свою вину, искупить ее. И, возможно, полная отмена смертной казни в Казахстане поднимет престиж нашего государства, докажет его приверженность к созданию цивилизованного демократического общества, главной ценностью которого является, как гласит Конституция, жизнь человека, его права и возможности.

Коллаж с сайта http://news.com.ua