Теперь в диспетчерскую службу «03» внедрен новый программный комплекс автоматизированной системы «АДИС». Благодаря нововведению, медики обещают сократить время реагирования по вызовам на 20-30 процентов.
В Шымкенте по официальным данным количество жителей уже перевалило за 800 тысяч человек, и для нормального обслуживания населения необходимо, по медицинским нормативам, 54 бригады службы «скорой помощи».
Только тогда будет выполнена другая норма здравоохранения — реагирование на каждый вызов в течение 15-20 минут. В наличии у шымкентских медиков имеется пока только 34 бригады «03». Это одна из главных причин столь плачевного разрыва между нормой в 20 минут и действительностью в два-три часа ожидания кареты скорой помощи.
Как сообщил руководитель Южно-Казахстанского облздрава Вячеслав Дудник, на 2008 год предусмотрено увеличение бюджетного финансирования для нужд службы «СМП». Однако объем средств будет известен только после сессии областного маслихата, который должен утвердить статьи расходов. Тогда уже можно будет конкретно сказать что и как измениться в службе «03».
А пока облздрав вместе с руководством скорой помощи решили подойти к вопросу повышения эффективности работы службы с другой стороны.
За 7 миллионов тенге, которые были предусмотрительно выхлопотаны у областного акима уже в 2007 году, станции скорой помощи оборудованы программным комплексом автоматизированной системы диспетчерской и административной службы «АДИС». 10 декабря состоялась официальная презентация система автоматизированного управления.
— Работа с АСУ «АДИС» — это переход на качественно новый уровень управления службой скорой помощи на догоспитальном этапе, это режим наиболее оптимального управления ресурсами СМП, — говорит Вячеслав Юрьевич, директор департамента здравоохранения ЮКО.
Подобная система была создана российскими инженерами и успешно действует уже более чем в 70 городах РФ.
В 2004 году АСУ версии «АДИС 7» была оборудована служба скорой помощи г. Астаны, где, по словам медиков, также продемонстрировала себя прекрасно. В Шымкенте теперь установлена самая «навороченная», восьмая версия «АДИС».
Суть нововведения — в полной компьютеризации работы диспетчерской службы. Раньше диспетчер, принимая вызов, рукописно заполнял соответствующие бланки и журналы вызовов. Теперь вся информация по вызову вносится в компьютерные карты, включающие первичную диагностику, контроль адреса (адрес пациента тут же определяется по самой современной электронной карте Шымкента, где, по идее, отмечены любые изменения, вплоть до новостроек или переименования улиц). А также специфические медицинские показатели, такие как «контроль на дубль», поиск по картотеке хронических пациентов и т.п.
К слову, любой диалог диспетчера «03» с вызывающим записывается в цифровом режиме и хранится в памяти компьютера, так что всегда можно оценить работу диспетчера.
Собрав всю информацию по вызову, и задав ее программе, диспетчер получает от компьютера выбор рациональных вариантов обслуживания вызова с использованием имеющихся ресурсов (бригад СМП).
К АСУ подключены все четыре подстанции скорой помощи, находящиеся в Шымкенте.
Передача вызова в соответствующие подстанции происходит по любым видам связи. Но подразумевается, что преимущественно для связи между подстанциями СМП будут использованы рамки виртуальных сетей АСУ.
В целом АСУ представляет диспетчеру, (а также и руководящему составу службы СМП, кабинеты которых также подключены к АСУ), контроль и отображение оперативной обстановки как по отдельным районам, так и по городу в целом.
Сервер системы накапливает данные по результатам обслуживания вызовов и хронологии работы бригад, в том числе, передаваемых с удаленных подстанций. Запас памяти серверов не ограничен (архивация идет в режимах CD-RW), и срок хранения информации отмерян в 10 лет.
Компьютеры системы имеют многоуровневую защиту, предусмотрено автономное электропитание. Пользовательский интерфейс весьма прост и легок в освоении. Так, по информации В. Дудника, предварительная подготовка диспетчера для начала работы занимает не более 2-х часов, а через одну-две смены работы под наблюдением службы сопровождения диспетчер может работать самостоятельно.
Начальник облздрава отметил еще один довольно существенный позитивный момент, связанный с внедрением АСУ «АДИС» — служба скорой помощи избавляется от необходимости ведения и хранения бумажных архивов.
А это далеко не мелкий вопрос, учитывая, что на хранение документации в больницах порой отводится по несколько помещений, при острой нехватке больничных палат и врачебных кабинетов. Ну и, конечно, оперативность в работе с документами повышается как минимум на порядок.
В общем, с ведением АСУ предполагается повысить эффективность работы службы скорой помощи на 20-30 процентов.
Однако сколько это выйдет в режиме реального времени ожидания экстренной или скорой помощи для пациента, сказать не взялся ни главврач СМП, ни директор облздрава.
Заметим еще одну деталь — система полностью и только русифицирована. Что теоретически ставит ее под прицел закона о двуязычии и ведении делопроизводства на государственном языке.