День священной жертвы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
День священной жертвы

День священной жертвы

Международный День солидарности людей, День органов государственной безопасности РФ и Кыргызской Республики, День милиции в Украине, Ночь матери - это всего лишь часть праздников, которые можно сегодня, 20 декабря, отпраздновать.

  • 20 Декабря 2007
  • 1438
Фото - Caravan.kz

Однако, в 2007 году день 20 декабря для мусульман всего мира особенно значим. Прошло ровно 70 дней после окончания поста уразы.
Значит, настало время празднования одного из самых больших мусульманских праздников — Курбан-айта, праздника жертвоприношения и благих намерений.
Европейцы сначала трудно воспринимают сочетание слов «жертвоприношение» и «благие намерения». Действительно, само слово «жертвоприношение» заставляет воссоздавать в памяти жуткие картины, где «кровь рекой, а глаза выдают безумство».
Однако, при попытке стряхнуть пыль веков с древних традиций, можно найти истоки благих причин для празднования.
Если основываться на мифологических трактовках, традиция празднования дня жертвоприношения восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски — Ибрахимом) своего сына Исаака (Исмаила) в жертву Богу.
Согласно же Священному писанию всех мусульман, Корану, Всевышний, чтобы «укрепить в вере Своего Пророка (Ибрахима), послал ему испытание». Ибрахим должен был исполнить повеление Господа — совершить заклание своего любимого сына Исмаила. На что Пророк был готов проявить высшую покорность и исполнить Божественный приказ. Но Всевышний, не желавший гибели ребенка, принял в качестве жертвоприношения барашка. В память об этом событии мусульмане-последователи Пророка Мухаммада в день своего большого праздника совершают древний обряд заклания жертвенного животного.
Казахстанские мусульмане в этом году второй раз «официально» празднуют свой великий праздник. 31 декабря 2006 года первый день Курбан-айта официально был объявлен выходным днем.
Согласно вековым традициям, праздновать день жертвоприношения следует с утренней молитвы в мечети, совершив перед тем полное омовение и надев новую и опрятную одежду.
«В мечети верующие совершают праздничную молитву, раздают саадака (милостыню), — говорит Айдар, столичный мусульманин. — После чего следует навестить родных и близких».
Причем, как уточнил Абай-ага, житель одного из сел Южного Казахстана, района, где более всего чтят традиции и обычаи, по окончании утреннего намаза (молитвы), верующие должны собраться группами на улице или во дворе и исполнить хором славословие Аллаху, называемое такбиром.
По признанию моей коллеги Акботы, исполняющей все обычаи мусульманских канонов, мало кто из столичных мусульман знает и соблюдает такие тонкости. «Сегодня мы точно воздадим дань Богу и совершим жертвоприношение в частном доме нашей бабушки, — говорит Акбота. — Как положено, разделим мясо на три части. Одну треть раздадим бедным и сиротам, другую треть — соседям. Оставшуюся часть оставим для гостей, которых мы очень ждем».
Принято считать, что принесенная жертва способствует духовному очищению жертвователя, а также обеспечит хоть на непродолжительное время пропитание бедной части мусульманской общины.
По словам представителей Духовного управления мусульман Казахстана, суть всего праздника — в запрете на пролитие человеческой крови и совершении праведных дел. «Среди запретов этого дня — спиртное и употребление свинины, — говорит Айдар. — Но самое главное, не испортить все благие дела, совершенные нами до этого. И желательно накануне самого праздника выдержать еще один день поста, для самоочищения».
«Но прежде, чем совершить жертвоприношение, следует сходить на кладбище или просто помолиться за всех умерших, что мы непременно совершим», — вторит Акбота.
Честно говоря, мне, как наблюдателю, на первый взгляд, показалось, что «нормы» празднования Курбан-айта в большей степени должны отличаться в зависимости от того, живешь ли ты в мегаполисе или небольшом ауле.
«Все же в селах и аулах, далеких уголках огромных просторов Казахстана, традиции чтить проще, нежели чем в городах. Ведь так? — надоедала я Айдару, — взять хотя бы неотъемлемый акт совершения жертвоприношения. Где его можно совершить? Не на главной же городской площади?!».
Как оказалось, и на это есть ответы. «Разницы в праздновании нет никакой совершенно. Начнем с того, что все базируется на Коране. Он один для всех. А по поводу условий для совершения жертвоприношения, в Алматы, то, например, специально в первый день Курбан-айта по всей Каменке продают жертвенных животных. Там же вам могут его разделать и разделить на нужные части. Наверняка, существуют еще специальные места, где можно совершить жертвоприношение».
Как заметил Абай-ага, одним из забытых обычаев стало…дарение подарков близким, друзьям и родственникам. «Весь упор сделан на щедрый дастрахан и раздачу милостыни неимущим. Считается, что это не только принесет пользу всему народу в этой жизни, но и награду жертвователям в их будущей жизни»…

Фото с сайта http://www.zakon.kz