Под налоговым прессом - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
+4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Под налоговым прессом

Под налоговым прессом

Кабинету министров, возглавляемому Каримом Масимовым, сегодня приходится решать острейшие экономические проблемы.

  • 9 Октября 2007
  • 1234
Фото - Caravan.kz

Они достались ему в «наследство» от прошлых правительств, многие накапливались годами. Еще более года назад, на расширенном заседании правительства тогдашний премьер-министр Д. Ахметов выражал сильную обеспокоенность по поводу негативных тенденций, которые обозначились в нашей экономике.
Среди них — развитие неконтролируемых инфляционных процессов, низкие темпы инвестиций в несырьевой сектор экономики, пассивность многих правительственных структур в реализации конкретных экономических задач и проектов, острая нехватка компетентных кадров для осуществления крупных производственных проектов международного значения.
Но главное, на что обратил внимание прежний премьер, — это обозначившаяся тенденция снижения темпов экономического развития.
Производство конкурентоспособной промышленной продукции несырьевых секторов внутри страны остается еще весьма низким и не обеспечивает растущие потребности экономики и общества. Шутка ли: две трети прироста экспортной выручки Казахстана идет на восполнение роста цен на импортированные в Казахстан товары и услуги!
Мы попросту «проедаем» сейчас свои доходы, безропотно отдавая свой внутренний рынок импорту. А с ростом цен мы будем «профукивать» все больше и больше.
А сегодня стало ясно, что проблемы встали перед новым правительством во всей своей грозной определенности. Банковская система страны пытается оправиться от резкого сужения рынка внешних заимствований, строительная отрасль в застое, предприниматели все громче говорят о непомерной налоговой нагрузке и отсутствии стимулов к расширенному производству, рост цен на все товары и услуги превзошел даже самые пессимистические предсказания…
А премьер излучает оптимизм на заседаниях правительства, словно не замечая, что экономика топчется на месте.
О необходимости резкого роста промышленного производства несырьевых секторов экономики говорится уже давно и много. Причем на самом высоком уровне — Президент поставил эту задачу перед Правительством еще несколько лет назад. Приняты неплохие программы, прежде всего — Стратегия индустриально-инновационного развития, отраслевые среднесрочные и долгосрочные производственные программы. Но решительного перелома добиться пока не удалось.
Во властных структурах и в предпринимательской среде крепнет общее понимание того, что реализации задач в этой сфере все больше мешает устаревшая и громоздкая налоговая система. К такому выводу пришли участники созданной еще год назад ассоциации налогоплательщиков. Экспертами ассоциации выступили видные казахстанские экономисты, такие, например, как Григорий Марченко, Жаннат Ертлесова и другие. Их вывод однозначен: сегодняшняя ситуация в налоговой сфере не стимулирует предпринимателей к честной и открытой работе, а заставляет их скрывать часть своего бизнеса, находить различные «обходные пути» во взаимоотношениях с налоговыми службами. Ясно, что речь идет о коррупции, о взятках, которыми предприниматели вынуждены откупаться от непомерных требований налоговиков.
Специалисты считают, что некоторые положения налогового законодательства создают дисбаланс в экономике, угнетающе действуют прежде всего на производственный сектор. Бизнесмены и ученые-экономисты давно ставят вопрос о создании унифицированного механизма налоговых льгот и преференций для всех субъектов экономики, а не только для отдельных предприятий или отраслей. Неравномерность налоговой нагрузки зачастую ведет к результатам, обратным ожидаемым: когда налоговые льготы были введены только для малого предпринимательства, то, вопреки ожиданиям, не малые стали расти до уровня средних, а средние предприятия стали дробить свою структуру, чтобы перейти в категорию малых…
Требует глубокого пересмотра и сама практика работы налоговых служб. Предприниматели перед ними слабы и беззащитны, их законные права попираются. Например, даже небольшая просрочка со сдачей различных отчетов, грозит предпринимателям огромными штрафами со стороны налоговиков. А с другой стороны — сами налоговые службы не несут никакой ответственности за волокиту, они могут «мариновать» предпринимателя с выдачей какой-либо справки днями и даже неделями — без всяких для себя последствий! Порой это делается специально, с целью вынудить предпринимателя дать взятку, чтобы вырваться, наконец, из бюрократической канители…
Снижения налогов настойчиво просят во всех отраслях, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Еще больше года назад было дано поручение Минфину и Минэкономики разработать свои предложения по снижению налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса и агропромышленных предприятий, а также о снижении ставки НДС. Подчеркивалось, что сегодня финансовые возможности страны и структура ее экономики это позволяют сделать.
И что же? Новое правительство К. Масимова опубликовало свой «стратегический план» действий в финансовой сфере, который назвало «Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 — 2010 годы». А так как главой Минфина осталась Н.Коржова, есть все основания считать, что данная концепция финансовой политики является последовательным развитием идей прежнего Кабмина и злополучный вопрос со снижением налогов будет все же решен…
Однако тех, кто ожидал от правительства К. Масимова решительного очищения «авгиевых конюшен» нашей налоговой системы, ждет разочарование. Да, снизилась ставка специального налогового режима для малого и среднего бизнеса, она стала единой для всех — 3%.
С 2007 года введена единая плоская шкала индивидуального подоходного налога — 10%. Из него теперь исключается минимальный размер заработной платы — это тоже приятно.
Однако размер главного налога для малого и среднего бизнеса — налога на добавленную стоимость, снизился незначительно — до 14% в этом году, а в течение следующего года он должен снизиться до 13%. Такое снижение большинство предпринимателей считает неприемлемым, потому что этот «главный» для них налог все равно остается очень высоким.
О значении и последствиях налога на добавленную стоимость — НДС, споры ведутся, наверное, с тех пор, когда в стране зародился капитализм. Среди экономистов, политиков, хозяйственников есть как его верные приверженцы, так и ярые противники. Но мировой опыт показывает, что любой налог, в том числе и НДС, необходимы и полезны для общества только в определенных, конкретных социально-экономических условиях. Налоги не должны мешать развитию экономики, они должны соответствовать тем целям, которые собираются реализовывать государственные органы управления в своей экономической политике.
НДС, налог на продажу, налог на товары и услуги, налог на потребление — в разных странах его называют по-разному, вполне закономерен для экономик развитых, богатых стран, где главной проблемой является не развитие производства, насыщение рынка товарами, а наоборот — регулирование производства, сохранение баланса «спрос-предложение». Именно поэтому НДС в этих странах играет больше не фискальную, а управленческую функцию, чтобы производитель и потребитель оказались в равных условиях.
НДС — особый налог, деньги изымаются не из дохода или прибыли, а автоматически, в самом начале производства. То есть, в сущности, из оборотных средств предприятия, что сразу ограничивает его возможности для развития. Для пополнения оборотных средств предприниматель должен брать кредиты, а условия для этого в казахстанских банках очень нелегки. Именно поэтому у нас процветают сегодня, в сущности, только банки да добывающая промышленность.
Особенность и отличие этого налога в том, что он взимается «автоматически», без привязки к результатам экономической деятельности. Поэтому, если предприниматель не продаст свою продукцию (цена которой за счет НДС и кредитов становится весьма высокой), то его неизбежно ждет банкротство. В таких условиях производство становится невыгодным и неудивительно, что оно у нас в Казахстане развивается с большими трудностями.
Как уже говорилось, НДС по праву называют еще «налогом на потребление», стало быть, оправданность его введения в значительной степени обусловлена развитостью потребительского рынка. Покупательная способность потребителей товаров и услуг должна быть высока, только тогда динамично развивающееся производство будет удовлетворять спрос и создавать необходимый баланс.
Но покупательская способность казахстанцев сегодня по-прежнему остается весьма низкой. Доля заработной платы в произведенной продукции составляет сегодня не более 20 процентов, тогда как в развитых странах Европы и США она доходит до 70-75 процентов. Наши отечественные стандарты потребления отстают от развитых стран в разы, они у огромного числа казахстанцев колеблются на уровне черты прожиточного минимума.
Но это же обстоятельство и сдерживает развитие производства: зачем предпринимателю выпускать хорошие, качественные товары, если, с учетом НДС и других налогов и производственных расходов, они не по карману массовому потребителю?
Поэтому-то сегодня в структуре потребления даже обычных потребительских товаров чрезвычайно много импорта — казахстанские товары не выдерживают с ними конкуренции. Даже такие продукты, как молоко, мясо, подсолнечное масло завозятся из-за рубежа. Это ли не парадокс для страны, имеющей колоссальные возможности для агропроизводства, одну из самых больших в мире площадей сельскохозяйственных земель?
И не запретами на импорт надо решать эту проблему, а глубокими и продуманными мерами в сфере налогов для предпринимателей. Бизнесмены должны почувствовать настоящую, а не декларативную поддержку государства, а их товары — выглядеть достойно в острой конкурентной борьбе за покупателя.
Сразу отменить НДС и вообще снизить налоговую нагрузку для всего бизнеса, возможно, и не требуется — крупные компании сегодня успешно с ними справляются. Однако на производство товаров повседневного спроса — сельскохозяйственное сырье, продовольствие, ширпотреб, бытовые услуги, лекарства, товары для детей — совершенно необходимо. Уже в среднесрочной перспективе потери от недобора этих налогов будут с лихвой восполнены поступлениями от роста экономики, от бурного роста числа новых рабочих мест.
Но правительство осторожничает, предпочитая хилую синицу в руках заманчивому журавлю — в высоком небе…

Фото с сайта http://www.businesspark.ru