Учитель - имя существительное - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+15 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Учитель - имя существительное

Учитель - имя существительное

Кайтесь, дьяволы, самое время! На носу - классическое первое воскресенье октября.

  • 5 Октября 2007
  • 1484
Фото - Caravan.kz

Итак. Кнопки на стул подкладывали? Доску мылом натирали, чтоб мел не писал? Мяукали на уроках? Вопили дурниной в полном счастии от того, что «географичка заболела»?
Ни одному обалдую даже в голову не приходило, что человеку, наверное, плохо — ведь прямо из школы «скорая» увезла. Сорок пять минут свободы затмевали все, словно были последними в жизни.
И обязательно чтобы по партам скакать от восторга. Не интересовался, что вытворяют с несчастными педагогами современные ученички, но в одном уверен абсолютно — ни за какие коврижки не пошел бы работать в среднюю школу. Даже если зарплату в миллион положат. Лучше канавы буду рыть, честное слово.
О том, что учитель — тоже человек, я в детстве знал. Гора разношерстных тетрадок под настольной лампой, с трудночитаемыми сочинениями, вечно тяжелая от книг сумка… Матушка моя вела литературу и русский — правда, в школе рабочей молодежи. Были в советское время такие, куда по вечерам приходили переростки «от станка» доучиваться до аттестата зрелости. Но только сейчас я понимаю, что учителем она была прекрасным — когда в завалах старой библиотеки натыкаюсь на грамоты всевозможных гороно и министерств, а главное — письма благодарных выпускников, наивные, теплые… Пожелтевшие от времени книги «по программе», с закладками и заметками ее торопливым почерком… На большие потрепанные альбомы иллюстраций к произведениям классиков, купленные на зарплату, чтобы показывать на занятиях. Чтобы полюбили, почувствовали Бунина, Достоевского… Помню, что от учителей постоянно требовали написания планов уроков и отчетов о политзанятиях. И мама ненавидела эту канцелярщину, говорила: «Ну, как можно заранее составить план урока?». Помню ее в саду, у гудящей стиральной машины, с книгой в руке…
Нынче, конечно, бытовая техника куда резвее и, наверное, больше времени оставляет учителю для чтения, походов в театр. Надеюсь, что так. Времена меняются, но семейные и бытовые проблемы остаются все те же. Миллионных зарплат, как мы с вами понимаем, в этой жизни словесникам и физрукам не дождаться. Тем временем нужна приличная одежда, обувь хотя бы не китайская, нормальная еда…А государство все мнется, лишь декларируя, что вот-вот врачи и учителя наши заживут по-человечески. Реально же добавляются унизительные крохи, которые мгновенно съедает инфляция, и все остается по-прежнему. Взять бы да и ахнуть тысяч по сто в месяц каждому — их ведь не так уж и много в стране. Неужели государство разорится, если обеспечит достойное существование тем, от кого так много зависит, если уж разобраться?
Помните, как Надя из «Иронии судьбы» сказала: «Ошибки учителей менее заметны, но, в конечном счете, обходятся не менее дорого, чем врачебные». О материальном унижении учительства столько уже написано нашим братом-журналистом, что и сейчас у меня возникает чувство оскомины. Но не сказать не могу, ведь дети все прекрасно видят и понимают: и что у биологички колготки — самые раздешевые, и что математик никогда не обедает и ходит пешком. Быть учителем обычной средней школы нынче не престижно, рейтинг педагогических вузов — один из самых низких. Бывают, конечно, и исключения. В некоторых школах за мизерную зарплату работают молодые и очень талантливые педагоги. Работают за идею своей «нужности детям». Но надолго ли их хватит? Быть в нашей стране чиновником, юристом или менеджером куда проще, спокойнее, благополучнее, безопаснее, чем быть учителем. Социальный статус казахстанского педагога очень низок.
Одной моей знакомой «училке» сказочно повезло — ее сестра, вышедшая замуж за иностранца, пригласила ее на время летнего отпуска в Англию. Естественно, за счет принимающей стороны. Заинтересовавшись устройством школ, гостья испытала шок: оказалось, что школа там сама формирует свой бюджет, выделяя просто огромные деньги и на зарплату, и на повышение квалификации педагогов. Более того, специальная комиссия строго следит, чтобы учитель раз в год обязательно съездил на отдых в какой-нибудь Баден-Баден. Для подавляющего большинства наших «сеятелей разумного, доброго, вечного» это сродни полету на Марс.
Только успешный педагог может воспитать успешного ученика. Об этом не пишется в официальных документах о приоритетных направлениях образования, но так оно и есть. И дело не только в финансировании. Дело в престиже педагогической профессии. Стоит только обществу поддержать школу, как это тут же станет ощутимо. Если такого не произойдет, то никакие миллиардные вливания в сферу образования не помогут. Да и дойдут ли они, как те выпускники педагогических вузов, до школы?
Кстати, алматинский центр социологических исследований «Икс плюс» не так давно проводил опрос по поводу того, как наши граждане представляют себе уважаемого и достойного человека, какими качествами должен обладать современник, чтобы заслужить уважение других. Интересны, хотя и не неожиданны результаты, полученные в молодежной среде (возраст от 14 лет). Юноши и девушки на первое место выводят умение устроить свою жизнь (около 85 и 78 процентов респондентов соответственно), затем высокий достаток (здесь представители разных полов единодушны — порядка 80 процентов), влияние в обществе (62 и 34).
И замыкают список культура и образование (28 и 18). Гораздо меньше уважения вызывают у подрастающего поколения люди душевные, отзывчивые (36 и 26 процентов), скромные труженики, не стремящиеся к почестям (12 и 9), одаренные, талантливые (14 и 9). Комментарии излишни. Учитель никаким боком не вписывается в представления тех, кого он, собственно, учит, о достойных членах общества. Так, прилагательное какое-то, необходимое для того, чтобы закончить школу, раз уж так положено и рвануть дальше по ступенькам — навстречу красивой жизни.
Вообще странная это профессия — учитель. Одна из самых нужных обществу и одновременно одна из самых сегодня обществом забытых. Пожалуй, единственная, предполагающая кроме знаний еще и огромную любовь. И не только от себя, но и к себе. «Ученик, — говорили древние греки, — это не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь». Поразительная профессия, требующая огромной самоотдачи и ответственности и одновременно позволяющая и в шестьдесят оставаться пятиклассником. «Учитель, — написал когда-то автор знаменитой книги «Педагогика для всех», писатель и публицист Симон Соловейчик, — это ученик, навсегда вызванный к доске». Так пусть же он станет, наконец, не замученным прилагательным, а уважаемым существительным.
…Прозвища обидные придумывали? Пауков и колючки в волосы кидали? Но и цветы ведь несли в этот день, верно? И что-то такое испытывали, видя, как влажно блестят глаза с подтекшей тушью за заваленным этими самыми цветами столом.
Я же всегда лазал в соседский сад за хризантемами для мамы. До сих пор помню их запах…

Фото с сайта http://www.dobrieskazki.ru