Окончание, начало см.здесь.
Тройственный Таможенный союз должен показать остальным странам СНГ выгоду от межгосударственной интеграции и создать реальные предпосылки присоединения тех, кто пока стоит в стороне от процесса.
Однако позитивная идея — не всегда заразительна. Суть в том, что группа стран СНГ не приемлет принципов, согласно которым Таможенный союз организуется.
По словам Назарбаева, Таможенный союз предусматривает создание наднационального органа, что является новшеством в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Идея наднационального органа, согласно экономической логике, вполне корректна, ибо тот же Евросоюз никак нельзя представить без наднациональных органов управления.
Но не все просто в СНГ. Узбекский президент Ислам Каримов увел страну в изоляцию именно потому, что не хотел никаких наднациональных органов, считая передачу определенных полномочий неверным политическим шагом.
Не стоит думать, что время корректирует принципы узбекского лидера: любой наднациональный орган в официальном Ташкенте воспринимается как попытка покушения на суверенитет.
Как выяснилось в Душанбе, Узбекистан не одинок в своем неприятии «института наднациональной опеки». Правда, обоснования различны, но итог один и тот же — нежелание делегировать часть своих полномочий органу, который получит право решать споры и разногласия между сторонами.
К примеру, грузинский президент Михаил Саакашвили сослался на то, что Россия фактически осуществляет экономическую блокаду в отношении Грузии. «Мы имеем хорошие отношения почти со всеми государствами, входящими в СНГ, — заявил Саакашвили, — но у нас есть целый ряд вопросов к Российской Федерации. Это касается норм свободного передвижения граждан, фактической транспортной блокады, а также отказа от торговли и предоставления услуг в отношении Грузии».
Особая позиция Азербайджана
Еще одним противником интеграционных процессов стал Азербайджан. При этом официальный Баку сослался на существование на постсоветском пространстве нерешенных конфликтов, прежде всего, проблемы Нагорного Карабаха.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал Концепцию «с особым мнением», суть которого сводится к тому, что Азербайджанская Республика принимает положения данной концепции с учетом их соответствия национальному законодательству и своим международным обязательствам.
«Особая позиция нашей страны была мотивирована еще и тем, — подчеркнул представитель азербайджанского президента Ф.Ахундов, — что в целом Азербайджан воспринимает цели межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ в формате заинтересованных государств и не поддерживает инициативы, направленные на экономическую и политическую интеграцию стран Содружества».
По его словам, для Азербайджана неприемлемы также положения и цели Концепции, направленные на координацию внешнеполитической деятельности и гармонизацию национальных законодательств государств-участников СНГ.
Позиция Азербайджана по большей части напоминает примитивно-прямолинейное давление на партнеров: мол, страна сменит свою политику по проблематике интеграции, если СНГ займет принципиальную позицию по проблеме Нагорного Карабаха.
Это еще раз свидетельствует о том, что страны-участники СНГ на общей площадке, в первую очередь, преследуют национальные интересы, жестко увязывая их с идеями интеграции.
И наднациональные органы и документы, принятые в Душанбе, как выясняется, не очень нравятся азербайджанской стороне. Официальный Баку фактически выступает против проведения согласованной политики по тому или иному вопросу, который входит в исключительную компетенцию Азербайджана, или же противоречит его национальному законодательству. К числу таких документов относятся предложения по согласованной миграционной политике государств-участников СНГ, договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.
Баку отдает предпочтение двустороннему формату сотрудничества между странами-участницами СНГ. По сути, позиции Ташкента, Тбилиси и Баку очень близки. Единственное отличие в том, что Узбекистан сильно ограничен в политическом маневре и пока молча наблюдает за развитием СНГ.
Болезнь роста
Можно однозначно констатировать, что появление группы государств, занимающих особую позицию по вопросам интеграции — момент позитивный. Многие аналитики полагали, что душанбинский саммит показал полярность подходов и стратегий развития стран-участников СНГ. С одной стороны, это верно. Противоречия вышли наружу и ярко продемонстрировали, что единением в данной интеграционной структуре и не пахнет.
С другой стороны, реанимация организма начинается с того самого момента, когда болезнь выходит наружу. Пока болезнь бессимптомна, медики лишь делают предположения, не будучи в силах поставить точный диагноз и прописать лечение.
Концепцию развития СНГ на саммите Содружества в Душанбе не подписали Грузия и Туркменистан, а Азербайджан подписал с особым мнением.
Второй главный документ саммита СНГ — по миграции — не подписали Туркменистан, Молдавия, Грузия и Азербайджан. Президент Грузии Михаил Саакашвили не подписал программу совместных мер борьбы с преступностью, программу по борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных средств и прекурсоров, программу совместных действий по борьбе с терроризмом, программу по борьбе с хищением культурных ценностей и обеспечению их возврата.
Во всей этой истории с «отказниками» саммита СНГ есть и еще обстоятельства, которые вызывают положительные ощущения. Главы государств стали более открыто и аргументировано отстаивать свои позиции. Грузия, если опустить моменты эмоциональные, не так далека от подписания документов, которые в Душанбе не подписала. Она ясно довела до политического сознания своих партнеров, что основной причиной ее неконструктивной позиции стала проблема российско-грузинских отношений.
Азербайджан тоже не стал лукавить, с одной стороны, подняв проблему Карабаха, с другой, свое неприятие наднациональных органов и документов, обязывающих его нарушать национальное законодательство.
Менее понятной выглядят позиции Молдавии и Туркменистана. Но первая, все понимают, никогда особой активностью в СНГ не отличалась, вторая, надо думать, переживает процесс реинкарнации.
И наконец, площадка СНГ стала реальностью. Реальностью, где президенты откровенны, а проблемы обсуждаются открыто. Периоды, когда Россия стремилась доминировать, прошли, и она пришла к пониманию того, что пренебрегать странами-участниками СНГ уже нельзя. Откровенность вызвана доверием, а доверие предполагает, в конечном счете, консенсус — эта логическая цепь дальнейшего развития СНГ.
И чем раньше это поймут страны Содружества, тем лучше как для интеграционной структуры в целом, так и для народов отдельных стран, в частности.
Позитив от Астаны
Председательство в Совете глав государств СНГ Нурсултана Назарбаева не прошло бесследно. Предыдущий саммит СНГ прошел в обстановке напряженного ожидания. Казалось еще немного, и СНГ распадется, а главы государств закроются каждый в своей стране с ворохом накопившихся проблем.
Реформирование СНГ казахстанский президент видел в том, чтобы перестать обсуждать бесчисленное количество вопросов одновременно, сконцентрировавшись на тех, по которым позиции сторон наиболее близки. Кажется, Душанбе запустил формат отношений и работы Содружества, предложенный Астаной.
СНГ посвятит 2008 год развитию транзитно-транспортных коридоров. Он станет основным, а любой отход от него будет означать лишь дискуссию без обязательств выхода на конкретные соглашения.
Принцип «один год — одна тематика» вошел в основу концепции дальнейшего развития СНГ. Еще один принцип новой политики: развивать только те направления сотрудничества, которые действительно интересны всем участникам организации. Одним из них единогласно признана миграционная политика.
Государствам нужен порядок в этом вопросе, однако за годы независимости у них появилось слишком много различий в правилах въезда/выезда иностранцев. В рамках СНГ действуют сразу два органа, отвечающих за согласование миграционной политики. Однако из-за дублирования функций и разрозненности они не только не упрощают, но, порой, усложняют ситуацию.
Ну, а закончить хочется словами белорусского президента, который довольно откровенно высказался недавно по поводу СНГ.
Отмечая необходимость активных действий России на постсоветском пространстве, А.Лукашенко сказал: «Все зависит от России. Но пока позиция невнятная. В противном случае (если Россия не определится) не надо обижаться на украинцев, грузин, которые ищут свое счастье в другом месте».