"Эх, российская дорога - семь загибов на версту" - Караван
  • $ 484.37
  • 531.06
+13 °C
Алматы
2024 Год
8 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Эх, российская дорога - семь загибов на версту"

"Эх, российская дорога - семь загибов на версту"

Мучением стали для многих павлодарцев поездки в Новосибирск. Все дело в том, что россияне уже четыре месяца ведут неспешный ремонт на погранпереходе Косак.

  • 25 Сентября 2007
  • 2708
Фото - Caravan.kz

Участок трассы «Павлодар-Карасук-Новосибирск» воистину стал «стратегическим», здесь в прямом смысле столкнулись интересы двух государств. Одно заинтересовано в проезде, другое, судя по всему, нет, потому как пересекать трассу стало невозможно.
Автобусы застревают в грязи и гравии, измотанные пассажиры опаздывают на учебу, встречи, поезда и самолеты (многие едут через Новосибирск транзитом).
Толкать из ловушки двадцатипитятонную махину в конце августа пришлось и мне. Я везла на поступление сестру, и из-за многочасовой задержки в пути мы чуть было не опоздали сдать документы в приемную комиссию. Как только вернулась из России, отправилась за комментарием к директору ТОО фирмы «Межгортранс» Николю Рябову. Что же такое творится на пограничной дороге?
— Признаю, что мы все лето, получается, невольно издевались над пассажирами из-за ремонта на участке трассы «Павлодар-Карасук-Новосибирск», — констатирует Николай Робертович. — И нам очень и очень жаль, потому что мы уважаем каждого из наших клиентов. Но, увы, мы сами стали заложниками ситуации. До сих пор дорожные работы не завершены. Чтобы техника и транспорт ходили, россияне сделали объездную. Увы, даже при малейшем дожде она становится просто непролазной, не могут пройти ни казахстанские, ни российские автобусы, они просто вязнут.
Летом заместитель губернатора Новосибирской области Владимир Никонов собирал большое совещание по вопросам сельского хозяйства, дорог и обустройства таможенных постов. Участие приняли работники таможен, дорожных служб, комитета по транспорту и связи областной Думы, прибыли журналисты. Приехали и павлодарские транспортники, еще раз подняли вопрос по объездной дороге и качеству обслуживания пассажиров на погранпереходе Косак. А оно оставляет желать лучшего.
Я езжу в Новосибирск по крайней мере два раза в год вот уже семь лет. И большего хамства, чем на этом посту, не встречала нигде. Россияне чуть ли не под конвоем заставляют пассажиров то строем зайти в автобус, то выйти, угрожают вообще его не пропустить, если кто-то просит быть повежливее. С детьми и неподъемными сумками мы по пять часов стояли на морозе и зное, продрогшие до костей или облепленные комарами. Что и говорить, здесь нет даже туалета…
Лишь когда я, подавая документы в окошко деревянного вагончика сказала, что работаю журналистом и требую разговора с руководством, таможенник извиняющим тоном промямлил: «Девушка, я один, а вас пятьдесят, и мне очень тяжело работать». Нас отпустили, но не проехав и километра, мы застряли…
Три часа утра, с густо-белом тумане, на совершенно пустой трассе. Толкали, откапывали, снова толкали… Спасло то, что в близлежащей деревне нашелся мощный трактор, и чтобы оплатить наше спасение, мы скидывались по 50 рублей «трактористу на водку». А дальше автобус снова увязал, правда, на этот раз не в грязи, а в гравии. И теперь нас тащил сзади шедший «КамАЗ», правда, уже бесплатно.
Недавно я позвонила Раисе Васильевне, моей соседке по креслу, чтобы узнать, как она добралась до Новосибирска. Оказалось, что тогда навстречу ей рванул сын: «Я ездила к нему в гости, отдохнуть. Он приехал на вокзал в 9 утра и долго ждал наш автобус. Когда, встревоженный, начал звонить мне, мы были еще на таможне. Он сам выехал навстречу. Получилось, что на автобусе я ехала только 200 км, а потом пересела к сыну в машину. Он в целом проехал 600 км, чтобы встретить и привезти меня…».
Другому пассажиру, Ольге Третьяковой, тоже пришлось изрядно понервничать: «Я ехала за косметической продукцией, могла не успеть, потому как на выходных новосибирский магазин работает по сокращенному графику, а мы сильно опоздали.
Я могла приехать домой с пустыми руками, потому как должна была уехать из Новосибирска тотчас же, задерживаться было нельзя — на работу в понедельник».

Кто-то из ехавших с нами россиян опоздал на поезд, за кого-то переволновались родные, кого-то из-за опоздания не встретили… И претензии-то к «Межгортрансу» или водителям предъявлять нет смысла, это вина российской стороны, несовершенства и неповоротливости системы пересечения границы вообще. «В октябре пройдет встреча президентов Путина и Назарбаева, и мы попытаемся сделать так, чтобы эти вопросы на встрече подняли», — говорит Николай Робертович.
Для того, чтобы упростить пересечение границы для жителей приграничных сел, понадобилась, как вы помните, подобная же мера. Очень жаль, что такие простые, казалось бы, вопросы, невозможно решить без вмешательства глав государств.
Много проблемных пунктов перечислял мой собеседник. Главный вопрос — сделать, наконец, проходимой объездную. Второйуменьшить время прохода через российскую таможню. В Кулунде все четко отработано, и у российских, и у казахстанских служб. А на Косаке пассажиров держат по 3-5 часов, хотя положено стоять максимум 1,5 часа.
Третий: пассажирские автобусы должны пропускать без очереди, соглашение на это давно между двумя государствами подписано, но российские таможенники его не соблюдают.
И то, что с наших экипажей нас на российских погранпереходах снимают деньги за дезинфекцию транспорта — тоже огромное неудобство. «Мы также просили, чтобы россияне вернулись к прежней схеме выписки документов на ввоз транспортного средства. Ведь раньше справка давалась на 2-4 месяца, а теперь ее требуют оформлять каждый раз. Это снова время и деньги».
Я поинтересовалась, а что, если пустить все автобусы только через Кулунду? Увы, это невозможно: «У нас есть конкретные маршруты, точное время и расписание. Это разрешение утверждено министерством транспорта РФ. Мы не имеем права его менять.
Кроме того, в приграничных населенных пунктах живет немало казахстанцев, и им постоянно нужно ездить из Казахстана в Россию и обратно. Я мог бы и вовсе закрыть маршрут через ненадежные посты, но мы возим даже по 3-5 пассажиров, ведь люди спешат, им нужно быть на месте».

А пока павлодарцам пока так и придется мучиться на российской таможне и недоремонтированной дороге.
По новосибирским новостям передавали, что трассу сделают только в октябре. Вряд ли этим срокам можно верить. Скорее всего, пассажиров спасет зима — когда гравий и грязь покроются слоем снега.

Фото автора