Ислам в Центральной Азии - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ислам в Центральной Азии

Ислам в Центральной Азии

Что такое исламская цивилизация? Какое место занимает мусульманская религия в истории и современной жизни Центральной Азии? По какому пути пойдет развитие культуры этого обширного региона?

  • 14 Сентября 2007
  • 3201
Фото - Caravan.kz

На эти вопросы искали ответы ученые из 22 стран мира, посетившие нашу страну накануне священного месяца Рамазан. А собрали их в Астане Институт востоковедения МОН РК и зарубежный центр по изучению исламской истории, искусства и культуры IRCICA.
На конференции прозвучало немало интересных идей и открытий, с которыми мы вас хотим познакомить.
Нет добра без худа
Известно, что монголы с уважением относились ко всем религиям. Эта политика была продолжена и в Золотой Орде. К примеру, несмотря на то, что хан Берке принял ислам, церкви и монастыри русских княжеств были освобождены от всех видов налогов. В результате такой политики представители различных конфессий на обширном пространстве Евразии мирно уживались друг с другом. Но, утверждают ученые, веротерпимость ханов Золотой Орды имела и другие последствия для тюркского мира. Усилив свои позиции, церкви и монастыри сыграли важную роль в объединении русских княжеств вокруг Москвы. Этот процесс, как известно, повлек за собой распад Золотой Орды, а позднее — экспансию царской России в Поволжье и Центральной Азии.
Преемница Древней Греции
Наиболее продвинутые течения в исламе хотят добиться того, чтобы мусульмане преодолели историческое отчуждение от других религий и культур и отставание мусульманского мира от Запада. Исламская культура, внушают реформаторы, среди них джадиды Центральной Азии, является «матерью всех культур». Почему? Да потому, что когда-то она оказалась преемницей греческой и римской культур. Придя в упадок, научные и культурные традиции древнего мира все-таки «вернулись» в Европу, но уже обогащенные мусульманскими учеными — математиками, философами, астрономами, поэтами… Таким образом, реформаторы ислама хотят напомнить мусульманам об их великом прошлом и возвращают им забытое ощущение своей прогрессивной роли в мировой истории.
Кто такой современный верующий?
Недавние социологические исследования показывают, что современный верующий — это человек, который имеет не только религиозные, но и гражданские обязательства. Он не стремится к самоизоляции и замкнутости. В Казахстане, например, заметна тенденция к тому, чтобы видеть в исламе опору для духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Нравственные ценности ислама в определенной мере обуславливают собой мировоззрение людей. Кроме того, возрождение мусульманских ценностей тесно связано с процессами национальной самоидентификации.
Новое свидетельство степной жизни
Ценные материалы по распространению исламской культуры среди кочевого населения Центральной Азии дает обнаруженный казахстанскими учеными в Лондоне перевод труда Рашид ад-дина Хамадани «Джами ат-таварих». Он сделан казахским летописцем, творившим в конце XVI — начале XVII веков, Кадыр-али Джалайири. Перевод рассказывает о том, как проходила исламизация монгольских правителей, как на первых порах ислам взаимодействовал с существовавшими в степи культурными традициями. Наши ученые востоковеды намерены осуществить новое издание перевода и заняться его углубленным изучением.
Короны тюркских правителей
Интересное свидетельство единства тюркского мира нашли ученые Института востоковедения под руководством Меруерт Абусеитовой. На найденных ими коронах гуннского вождя, жившего в III веке до нашей эры, и Бильге-кагана, правившего, как известно, в VIII веке нашей эры, основным украшением является голубая птица — символ власти. Подобный же элемент присутствует на головном уборе иссыкского «Золотого человека» и венчает штандарт — знамя, обнаруженное в Берельском захоронении. Так что неслучайно могучая птица распростерла крылья и на бирюзовом флаге независимого Казахстана.
На перекрестке ветров
Центральная Азия всегда была местом пересечения западных и восточных традиций. Но ситуация изменилась в VIII веке, с приходом ислама. С этого времени регион стал представлять универсальную мусульманскую культуру Востока, хотя ислам имел разное значение в среде оседлых народов и кочевников. У последних прежние верования и законы жизни брали верх над установлениями шариата. Тем не менее, религиозные и культурные традиции выдержали даже прессинг советского атеизма. И стали важным фактором развития новых обществ в наше время. Как будет развиваться в дальнейшем культура региона — зависит от выбора вектора развития между Востоком и Западом.

Фото с сайта http://news.bbc.co.uk