В Казахстане с 1 апреля 2016 года начался весенний призыв молодых граждан на срочную воинскую службу в соответствии с Законом РК «О воинской службе и статусе военнослужащих». По данным Министерства обороны РК, этой весной порядка14 тысяч казахстанцев должны отправиться на срочную воинскую службу. Согласно Постановлению Правительства РК в этом году введены новые требования к состоянию здоровья призывников, а также предусмотрены дополнительные меры по улучшению медицинского освидетельствования. Корреспондент медиа-портала Caravan.kz узнал у председателя Комитета солдатских матерей в Астане Людмилы КОСТЕНКО, так ли все на самом деле и не нарушаются ли права призывников и солдат в Казахстане.
— Людмила Ивановна, скажите, как обстоят дела с весенним призывом в Казахстане?
— В общем-то, призывами мы не занимаемся, если к нам обращаются сами призывники, только тогда мы уже обращаемся в военкомат. Если к нам обращаются, то это в основном по состоянию здоровья или дети-сироты, а так в общем у нас претензий к военкомату нет. Вот сейчас была одна претензия, но мы ее решаем. Просто не до конца был обследован ребенок, он обратился к нам. Сейчас мы будем проводить ему МРТ, проверим позвоночник и, думаю, все выясним. А каких-то серьезных проблем с призывом нет.
— Не нарушаются ли какие-то правила при призыве?
— Я не могу знать, потому что я не контролирую призыв. Я только курирую все по обращениям: если к нам обратились с какой-то проблемой, то я иду к начальнику департамента по делам обороны, а если не обращаются – то и вопросов нет.
— Были ли в вашей практике случаи, что к вам обращался призывник дабы «откосить» от армии?
— Нет, такого у нас не было. Обращались в прошлом году сироты, у которых погибли родители, а вот случаев, чтобы призывник собрался отлынивать от армии и пришел к нам – такого не было. К нам сейчас, наоборот, обращаются офицеры, или молодые люди, которые хотят по контракту устроиться в армию, и это нам приходится обращаться в МВД, в Нацгвардию, чтобы их приняли. Сейчас все больше парней идет в армию.
— Часто ли в армии происходят какие-то трагедии?
— Если бы не происходили трагедии, мы бы иски в суд не подавали, дети бы не гибли в армии.
— На данный момент есть неуставные отношения в армии? Вы как-то с этим боретесь?
— Когда ты в одном лице, и когда тебя государство не финансирует, то я не могу одна выезжать по воинским частям. Если бы государство нас финансировало и поддерживало, то что-то было бы по-другому. Мы же, наоборот, мешаем государству. Поэтому в этом плане мне трудно сказать. А так мы работаем только по обращениям граждан. Наша финансовая база может обслуживать лишь обращения граждан. Нам взносы только оплачивают и все. А дорогу мне никто не оплатит, чтобы я в воинские части выезжала. Поэтому какую-то другую статистику я дать не могу. Если мы раньше работали с ВСПР (воспитательная социально-правовая работа) в контакте, то и работа была видна.
— Как вы считаете, молодым людям сегодня стоит идти в армию?
— Стоит идти всем. Армия – это основа. Не пройдя армию, мужчине будет проблемно устроиться на работу без военного билета. А семью содержать надо всем. Армию мужчине необходимо пройти, но и в армии тоже должен быть порядок. Могу сказать, что сейчас обращений гораздо меньше, чем было раньше, например, в 2012 и 2013 годах. Возможно, такая тенденция отмечается благодаря министру обороны, который жестко взялся за этот вопрос. Еще раз повторюсь, что ребятам всем служить надо, если им позволяет здоровье. Если, к примеру, я действительно вижу, что человек служить не сможет: у него артроз или плоскостопия, или у него искривление позвоночника, сильные головные боли, внутричерепное давление – это значит, что его не до конца проверили и он обращается к нам, чтобы мы провели полное обследование и уже окончательно решили вопросы по его призыву. Мы отдаем в армию детей живыми и здоровыми, а вот получать инвалидов – это, конечно, тяжело.
Отметим, что призыву на воинскую службу подлежат молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, которые не имеют право на отсрочку или освобождение от призыва, а также граждане, отчисленные из учебных заведений, не достигшие 27 лет и не выслужившие установленные сроки воинской службы по призыву. Если вдруг призывник считает, что комиссия сделала неправильную оценку его здоровья, то он может обратиться в Комитет солдатских матерей.