Бензин может подорожать уже в апреле - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Бензин может подорожать уже в апреле

Бензин может подорожать уже в апреле

Для казахстанского рынка ГСМ на данный момент лишь два пути – дефицит или повышение цены.

  • 8 Апреля 2016
  • 1259
Фото - Caravan.kz

Такие прогнозы аналитики озвучивают в связи с ситуацией на российском рынке нефтепродуктов. Не секрет, что около 40% бензина в Казахстан поставляет северный сосед. Между тем в России уже дважды с начала года повысились акцизы на светлые нефтепродукты. В частности, на бензин Евро-5 с 1 января 2016 года акцизная ставка выросла на 36,1%, с 1 апреля – еще на 34,5%. Акцизы на дизтопливо также были увеличены на 20,3% и 27,5% соответственно, сообщает Zakon.kz.

Цены на казахстанских АЗС неизбежно возрастут в ответ на подорожание российских нефтепродуктов, говорят эксперты. На сегодня цена бензина марки АИ-92/93 в Казахстане составляет порядка 125 тенге за литр. В России же, где с начала года стоимость автомоторного топлива повысилась почти на четверть, за литр бензина уже сейчас платят в среднем 33,45 рублей, а это порядка 169 тенге. При этом, по прогнозам Центробанка РФ, в ближайшие дни светлые нефтепродукты на российских заправках станут дороже еще на 10,4%.

Очевидно, что возить бензин в Казахстан просто невыгодно. Напротив, возникает риск несанкционированного вывоза ГСМ в Россию. Ситуацию усугубляет также ожидаемое сокращение объемов производства на приграничных российских нефтеперерабатывающих заводах. Так, с апреля по июнь плановый ремонт будет проводиться на Орском, Омском заводах, НПЗ Башкортостана и «Росснефти».

По данным аналитиков, здесь стоит учесть и еще один немаловажный фактор. На отечественных НПЗ все еще идет модернизация, а, значит, удовлетворить потребность внутреннего рынка в бензине марки Аи-92/93 в полной мере пока они не в состоянии. Соответственно, дефицит топлива на казахстанских АЗС становится реальной угрозой. Запасов, накопленных на наших нефтебазах и НПЗ, хватит еще, как минимум, на два месяца для обеспечения всей потребности рынка. Более того, по данным некоторых СМИ, оптовые поставщики нефтепродуктов с 16 февраля 2016 года уже четыре раза повышали стоимость самого ходового бензина. АЗС пока держат цены на прежнем уровне. Однако уже есть опасения, что во второй половине апреля бензиновые цены на казахстанских автозаправках могут измениться. Называется и предполагаемый порог удорожания.

По расчетам аналитиков, стоимость бензина марки АИ-92/93 должна повыситься до 140 тенге за литр. При этой стоимости поставки светлых нефтепродуктов из России на казахстанский рынок можно счесть целесообразными. В противном случае россиянам будет выгоднее экспортировать свою продукцию на западные рынки, даже с учетом более высоких издержек на транспортировку. Не стоит также забывать, что в марте 2016 года на мировых рынках наблюдалась положительная динамика цен на все виды нефтепродуктов, в том числе на различные марки бензина прирост составил 128 долларов за тонну.

Может ли государство в данном случае предпринять меры для удержания цен на существующем уровне? Аналитики не видят решения, которое удовлетворило бы всех. К слову, в прошлом государство предприняло меры по обеспечению внутреннего рынка импортными нефтепродуктами, но данная затея потерпела крах. Весной 2013 года уполномоченный орган обязал основных ресурсодержателей нефтепродуктов осуществлять контролируемый импорт. Причем выбирали компании по очень жестким критериям: уполномоченные государством импортеры должны были подтвердить не только финансовую состоятельность и ресурсообеспеченность отечественным продуктом, но и гарантировать размещение на рынке в приоритетном порядке казахстанского бензина и насыщения рынка. Также должны были подтвердить наличие необходимой инфраструктуры, грамотный менеджмент и социальную ответственность. Но при этом на тот момент действовало государственное регулирование розничной цены на бензин марки Аи92/93. Проще говоря, импортеры не имели права продавать бензин дороже установленной цены, даже если им приходилось работать себе в убыток. В результате контролируемый импорт обернулся для трех компаний, которых привлекли для этого, значительными убытками. Причем настолько значительными, что менее состоятельные в финансовом отношении предприятия оказались бы на грани банкротства.

Отметим, что в сложившейся ситуации, в условиях отмены государственного регулирования на бензин марки Аи-92/93, ответственность за решение проблемы лежит на основных ресурсодержателях. Им придется принять решение, которое в любом случае можно назвать непопулярным. Учитывая ответственность, которую несут поставщики нефтепродуктов за устойчивость внутреннего рынка нефтепродуктов и за социально экономическую стабильность в обществе, выбор кажется очевидным. Повышение цены реализации бензина сделает казахстанский рынок более привлекательным для зарубежных поставщиков, что позволит избежать дефицита, который сам по себе способен непредсказуемо взвинчивать стоимость. Но самое главное – будут гарантии, что казахстанская экономика и рядовые потребители не останутся без топлива.