Возражения будут рассмотрены на ближайшей сессии комитета в марте. Тем временем, юрист надеется, что КПЧ исправит ситуацию.
Корреспондент медиа-портала Caravan.kz взял комментарии у известного казахстанского правозащитника, общественного деятеля и юриста об его индивидуальном обращении в Комитет по правам человека (КПЧ) ООН.
— Пока Комитет по правам человека никак не отреагировали на указанные мною ошибки, — отвечает на вопрос по поводу реакции в КПЧ ООН на свою жалобу Евгений Александрович. — Я изложил на 15 страницах свое возражение на юридические и фактические ошибки, которые в решении присутствовали. Поскольку решение было не по существу, а по неприемлемости, то, соответственно, речь и стояла о том, что в связи с этими ошибками, жалоба должна быть приемлемой и рассмотрена по существу. На настоящий момент времени я получил от них письмо о том, что это будет рассмотрено на ближайшей сессии.
— Какие примеры нарушения прав человека в нашей стране вы можете вспомнить?
— Если судить по жалобам, которые подаются, то большинство из них подано на пытки, жалобы нескольких десятков на право по свободе совести и религии, есть ряд жалоб на свободу слова и выражение мнения, ряд жалоб на свободу мирных собраний и несколько жалоб от беженцев или от лиц, ищущих убежище, которые были выданы в частности, например, в Узбекистан – в страну, где угрожают пытки, по мнению заявителей. В целом, это основной объем. Практически во всех жалобах в комитет везде указывается на нарушение права на справедливый судебный процесс?
— Как в таком случае следует изменить работу законодательства?
— Речь идет не только о законодательстве. Вообще, когда комитет принимает решение по отдельным делам, он указывает и на нарушение права конкретного человека и на системные проблемы. Это касается и того, как законодательство выстроено, это касается и того, как работают соответствующие государственные институты, судебная система, правоохранительные органы и т.д. Можно судить о том, на что ссылается комитет даже по тем рекомендациям, которые Казахстан получает от органов ООН, когда он отчитывается по договорам, которые он ратифицировал. Среди этих рекомендаций, речь идет, во-первых, о том, что наше законодательства о свободе мирных собраний, о праве на объединение, о праве на свободу совести и религии, о свободе слова и выражение мнения не соответствует международным стандартам, по мнению комитета. Вторые рекомендации касаются непосредственно тех органов – тех, кто применяет наше законодательство.