Нацбанк предпочитает не допускать физических лиц и небольших трейдеров на валютный рынок KASE, поскольку их участие может привести к увеличению волатильности обменного курса. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz сообщил заместитель председателя правления АО "Казахстанская фондовая биржа" Андрей Цалюк. Он пояснил, что сейчас нет прямого условия, что на валютных торгах могут участвовать только банки.
Однако ряд требований, например, по наличию лицензии на проведение валютообменных операций, счета в Национальном банке, и некоторые разрешения в законодательстве исключают из списка участников биржевого валютного рынка всех, кроме Нацбанка, банков второго уровня и Банка развития Казахстана.
Однако, по словам собеседника, ранее были два брокера. "Когда минимальный лот на валютном рынке увеличили с 5 до 50 тысяч долларов, они ушли. Есть точка зрения, что валютная площадка существует, чтобы экспортеры продавали валюту, а импортеры ее покупали. То есть, это не место для спекуляций. Крупный лот, с этой точки зрения, делает площадку более конструктивной", — говорит Цалюк. При этом, он отметил, что на Московской бирже сейчас разрешен так называемый прямой доступ на валютный рынок для клиентов банка через торговую платформу. "Им удалось убедить регулятора. Порядка 30 процентов оборота, в точности не уверен, у них осуществляется именно такими клиентами, в том числе физическими лицами. Мы выходили с этим проектом на регулятора почти два года назад. Но Нацбанк тогда не одобрил. Возникают определенные риски проведения спекуляций. А так как у нас курс до недавнего времени достаточно жестко регулировался, это чревато потерями золотовалютных резервов, и, собственно, поэтому это не разрешалось", — заявил Цалюк.
По словам представителя KASE, в последнее время рыночный тренд благоприятствовал спекуляциям и получению доходов. "В октябре тренд курса тенге/доллар в среднем давал доходность 39 процентов годовых. Это значит, что можно было, к примеру, купить валюту в один день, продать на следующий и получить 39 процентов годовых прибыли. В начале ноября было 100 процентов годовых. С учетом событий последних двух дней, было 400 процентов годовых. Тренд спекулянт может использовать, чтобы получить прибыль. И это не противозаконно. Но если я так говорю, совсем не значит, что банки занимаются этим. Банкам вообще трудно этим заниматься, но есть еще и их клиенты, которые отдают финансовым институтам приказы на покупку и продажу валюты, есть обменные пункты, которые заказывают валюту у банков, и так далее", — уточнил он.
При этом, представитель биржи прогнозирует, что в ближайшие несколько месяцев курс тенге также будет достаточно волатилен, если сохранится свободное плавание. "Рынок должен найти какой-то паритетный курс. Безболезненно это не будет. Какое-то время надо потерпеть. При этом, ясно, что бездействовать регулятор не будет. В смежных секторах рынка, и прежде всего на денежном рынке, необходимо работать со ставками и соответствующими инструментами, чтобы этот поиск рыночного курса был наименее болезненным. И Нацбанк это делает. Но трудно все равно будет. Если мы хотим свободно плавать, сберечь золотовалютные резервы, то населению надо понять, что в течение ближайших месяцев будет высокая волатильность на валютном рынке. И совсем не обязательно, что курс доллара будет только расти, он может и падать. Суть волатильности именно в этом. Вспомните первую неделю свободного плавания, курс доходил до 300, но и опускался после этого до 255", — говорит он.
Напомним, по итогам вечерней сессии KASE курс доллара составил 310,85 тенге. Национальная валюта продолжает обесцениваться уже более недели.