Именно при нем казахстанцы пережили самое ощутимое в истории падение курса национальной валюты и на деле узнали, что такое свободное плавание тенге. Замену скандально известному банкиру нашли сразу. Новым руководителем финансового регулятора стал Данияр Акишев. До назначения 39-летний чиновник работал в Администрации президента.
Сегодня казахстанских сенаторов вызвали на экстренное заседание. Обычно они собираются по четвергам, когда проходят пленарные заседания. Встречи в полном составе в другие дни возможны лишь в исключительных случаях. Как, например, сегодня.
— Вот не люблю все внеочередное.
Депутатов собрали лишь ради одного вопроса – одобрения кандидатуры нового главы Нацбанка. С Кайратом Келимбетовым все-таки решили распрощаться. Причем, делали это без слез и без самого Кайрата Нематовича. Скрупулезного финансиста в зале не было. Ему на смену пришел Данияр Акишев, заведующий отделом социально-экономического мониторинга Администрации президента. Молодого преемника поддержали единогласно.
После голосования и официальной части сенаторы нестройными рядами потянулись к теперь уже новому главе Нацбанка. Поздравляли, пожимали руку, обнимали, но уж точно не завидовали. Ведь на плечи Акишева выпало тяжелое бремя – судьба свободно плавающего тенге. Пользуясь случаем, депутаты уже в неформальной обстановке задали, пожалуй, самый интригующий вопрос.
— Чего ждать теперь?
Акишев не успел произнести и слова: новоиспеченному председателю Нацбанка напомнили о важной встрече, и он поспешил уйти от любознательных сенаторов и взбудораженных журналистов.
— Уважаемые журналисты, мы дадим комментарий чуть-чуть попозже.
Здание Сената Данияр Акишев покинул в новой должности, но в сопровождении прежнего шефа Нурлана Нигматулина. Главе Нацбанка предстоит сложнейшая миссия – вернуть народное доверие.
Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан:
— Сейчас снижено доверие к банку и национальной валюте – тенге, этого допустить нельзя. В стране ощущается дефицит тенговой ликвидности, снижается объем кредитования экономики. Это плохие показатели, плохой стимул, над этим придется работать.
Кайрат Келимбетов за два года работы в Нацбанке лимит доверия, очевидно, полностью исчерпал. Он был неисправимым оптимистом: практически во всех своих интервью твердил, что девальвации не будет. Что случилось в феврале прошлого года, помнит вся страна.
Кайрат Келимбетов, председатель Национального банка РК (2013-2015гг.):
— Мы считаем, что равновесным курсом тенге является новый уровень обменного курса — около 185 тенге за доллар. Лично я об этом узнал вчера ночью. Сегодня утром об этом узнали работники, которые известили, что мы вас собираем. Считаем, что это благо для нас всех, для экономики Казахстана. И в этой связи какого-то противоречия с предыдущими заявлениями не видим.
Звание главного антигероя страны Келимбетов подтвердил и переходом к свободно плавающему курсу тенге. И даже в этот раз он заверял, что резкого скачка не будет.
Кайрат Келимбетов, председатель Национального банка РК (2013-2015гг.):
— Никакой одномоментной, шоковой девальвации не будет. Поэтому всем нужно успокоиться и приступить к тому нормальному деловому обороту.
Кайрат Келимбетов стал для казахстанцев в буквальном смысле олицетворением едва ли не всех социальных бед. Пользователи сети рисовали демотиваторы, а эксперты безжалостно критиковали финансиста. Теперь он ушел, остались лишь цифры на табло обменников и неопределенность.
Новый глава Нацбанка, несмотря на свои 39, почти полжизни проработал в стенах главного финансового регулятора. Семь лет Данияр Акишев был замом трех бывших председателей главного банка страны. А вот как он сам проявит себя в должности руководителя, пока неизвестно. Выводы можно будет сделать лишь через несколько месяцев. Казахстанская фондовая биржа на приход нового человека почти никак не отреагировала – ведь пока продолжается политика бывшего председателя Нацбанка. Идут интервенции. Амбиции доллара сдерживают средствами Нацфонда.