Эти люди брали кредиты в банках частных, а помощи просят у национального! Их истории похожи. Все в середине двухтысячных влезли в долги. Все теперь не могут их отдать. И как обычно требуют простить и отпустить.
Елена Шиллер:
— То, что выделяет государство, нам ничего не помогает. Предлагают рефинансирование по 3 процента. Это ещё большая долговая яма!
Программа рефинансирования, на которую ушли миллиарды бюджетных тенге, их не устраивает. Проблемные заёмщики почему-то уверены: на них хотят нажиться. Ну а пока одни винят в своих бедах кого угодно, кроме себя, другие на ситуацию смотрят более здраво.
Кенжебек Жакупов:
— В этой ситуации виноваты все. И государство, и Национальный банк, и банки второго уровня, и мы – заёмщики. Поэтому эту проблему должны решать солидарно все.
Впрочем, подавляющее большинство решать проблему настроилось не солидарно, а радикально. В ход пошли громкие лозунги, броские плакаты и кричащий транспарант.
— Оставим народу жильё! Оставим народу жильё!
Как произвести должное впечатление, должники давно усвоили. Правда, здесь публикой в основном стали сотрудники правоохранительных органов. За всем происходящим они наблюдали очень внимательно и, кажется, даже удивились, когда ипотечники начали читать стихи.
— Валютных ипотек петля
Сильней сжимает с каждым днём,
И не кричать уже нельзя
Мы граждане, мы здесь живём!
Но даже волшебная сила искусства не сделала из несанкционированного митинга санкционированный.
— Вам не предоставлялось разрешение для проведения акции. В этой связи прошу вас всех разойтись.
Однако к убедительным просьбам прокурора должники остались глухи. Расходиться они не собирались, а собирались требовать. Несколько предупреждений и – всё происходит по обычному сценарию.
— Андрей, бегом!
Мужчина и ещё четверо самых воинствующих ипотечников оказались в участке. Остальные продолжили митинговать.
— Терентьев, выходи!
Но сегодня к ним никто не вышел. Должников попросили приходить с документами и по одному. Но даже так мечты о полном списании долгов лучше оставить. Надеяться на поддержку государства не стоит и тем, у кого несколько квартир.
Александр Терентьев, директор департамента Нацбанка РК:
— Списания части основного долга или всей суммы основного долга, оно программой предусмотрено и будет предусмотрено только для социально уязвимых слоёв населения, и будет использоваться в исключительных случаях. Никакого массового прощения основного долга в рамках этой программы не предусмотрено.
В банки второго уровня тем временем уже поступило более 9000 заявок на участие в программе. 5000 из них одобрили, а 2000 – рефинансировали. Как заверили в Нацбанке, отказывают проблемным заёмщикам лишь в исключительных случаях. Например, если основной долг превышает 200 тысяч долларов.