Обсудить заоблачные цены на еду общественников и журналистов пригласили в вип-зал. Столы ломились от закусок, а свежесваренный кофе получить мог любой желающий. Никаких чеков с астрономическими суммами! Всё абсолютно бесплатно. Аттракцион неслыханной щедрости устроил руководитель алматинского аэропорта, и он же первым взял слово.
Айбол Бекмухамбетов, президент АО «Международный аэропорт Алматы»:
— От имени АО «Международный аэропорт» засвидетельствовать вам своё почтение и довести до вас следующую информацию. Многие, из которых не повышались на протяжении 10 лет. Это можно всё проверить. Так тарифы на авиационную безопасность и теплоснабжение утверждены даже ниже себестоимости.
Вот так издалека он подошёл к обсуждению самой острой темы последнего года – цен в кафе и барах воздушной гавани. Главе аэропорта она уже приелась. Тем более что его вины в происходящем, уверяет, нет. Круассаны за тысячу тенге, как выяснилось, продаёт не аэропорт, а частные лица.
Айбол Бекмухамбетов, президент АО «Международный аэропорт Алматы»:
— Из 20 тысяч, 24 тысяч условно (площади аэропорта на двух этажах), четыре тысячи принадлежит другим собственникам. Десять лет назад… Вячеслав… Виктор Вячеславович, имя, к сожалению, я не помню, я тоже тогда не работал в Алматы. Видимо, может быть, с хорошей, не знаю, с какой-то другой целью, но привлёк соинвесторов, дольщиков, и они купили.
Небольшая экскурсия по тем самым кафе и барам. Здесь всё по-прежнему. Стакан апельсинового сока – полторы тысячи. Круассан – 900. Повышенному вниманию здесь, конечно, не рады.
— Не снимайте, это частная территория!
Сказать что-то против не может даже сам начальник аэропорта. Впрочем, есть здесь и компании, на которые администрация повлиять в силах. Правда, их всего семь. Да и цены у них, признаться, адекватные.
Аза Габараева, коммерческий директор АО «Международный аэропорт Алматы»:
— Те замечания, которые будут к нашим арендаторам, это вполне реально нам на них повлиять. Мы их в письменном виде попросим снизить цены. Если они по каким-то причинам это сделать не захотят, у нас есть возможность разорвать с ними отношения.
Разорвать же отношения с дорогими кафе и барами нельзя, но приструнить, как оказалось, можно.
Айбол Бекмухамбетов, президент АО «Международный аэропорт Алматы»:
— Есть службы – это Агентство по защите конкуренции. В первую очередь – это его работа. Антимонопольный комитет, налоговая служба по городу, налоговая служба по Турксибскому району.
Прислушаются ли к этой пламенной речи все эти ведомства, неизвестно. Общественники, впрочем, настроены вполне оптимистично. Раз руководство согласилось обсуждать этот острый вопрос, значит, он решаем.
Денис Кривошеев, официальный представитель Ассоциации туристских агентств Казахстана:
— Если этого не случится, мы вправе поднять же этот вопрос снова и снова, и снова. Только такое общественное давление способно изменить ситуацию. Думаю, если мы все напряжёмся очень сильно, аким вынужден будет, аким и владельцы аэропорта вынуждены будут услышать нас.
Услышать общественников руководство аэропорта пообещало в ближайшее время. Там подумают об установке вендинговых и кофейных аппаратов в терминалах для создания конкуренции. А ещё создадут при воздушной гавани общественный совет. Попасть в его состав смогут все неравнодушные.