Перед пресс-конференцией члены правительства еще раз сверили часы. Кто-то по старинке готовился к встрече с журналистами по бумагам, кому-то понадобился планшет. В зале внушительную команду министров ожидали более пятидесяти журналистов. К большому сожалению, на встречу со СМИ не пришел самый востребованный спикер нашего времени глава Нацбанка Кайрат Келимбетов. И, понятное дело, на вопросы о курсе валют никто из его коллег отвечать не пожелал.
— Я хотел бы, чтобы на этот вопрос ответил Национальный банк.
Охотнее члены Кабмина говорили о продаже госактивов, бензине, белорусском молоке и отопительном сезоне. Так, вскоре вторая волна приватизации разлучит крупнейшие холдинги с их любимыми «дочками». Фонды «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро» распродадут сорок шесть компаний. С молотка уйдут шестьдесят крупных фирм. В частные руки перейдет даже «Жистройсбербанк». После этого судьбой сбережений тысяч казахстанцев будет распоряжаться один инвестор. Им может стать даже иностранец.
Ерболат Досаев, министр национальной экономики РК:
— У нас «Жилищный сберегательный банк» входит в топ-60 объектов. Мы предполагаем к нему привлечение стратегического инвестора и вместе со стратегическим инвестором, если он придет, то мы можем изменить саму тактику и стратегию жилищно-сберегательной системы.
Пока министры экономического блока думают, как придать товарный вид «дочкам» крупнейших холдингов, Асылжан Мамытбеков гневается на матушку-природу. Капризы погоды задерживают уборку. Министр сельского хозяйства опасается, что часть урожая снова может остаться под снегом.
Асылжан Мамытбеков, министр сельского хозяйства РК:
— Вынуждены наши фермеры убирать влажное зерно. Это увеличивает расходы на сушку. Конечно, отрицательно влияет на качество зерна, но, я думаю, что в этом году уборка пройдет гораздо лучше, чем в прошлом, когда часть урожая оставалось под снегом. Но и от этого наши фермеры не застрахованы.
К слову, сегодня Мамытбеков сразил журналистов наповал. Прямо во время пресс-конференции он параллельно сидел еще и в соцсетях, успевая и на вопросы отвечать, и лайкать комментарии под своим постом.
Если урожай в стране зависит от циклонов, то цены на бензин – от курса рубля. Ведь именно из России к нам импортируют топливо.
Владимир Школьник, министр энергетики РК:
— Что будет дальше? В прошлом году 128 (тенге за литр бензина) — цена, и курс — 150 (тенге за доллар). 128 разделите на 50, бензин стоил 50 центов за литр. Сейчас 125 разделить на 270, 40 центов за литр. Но мы ведем счет в тенге. Это зависит от того, какой будет курс рубля в России через месяц-два и какой будет плавающий курс тенге в ближайшие три месяца. Скажите мне этот прогноз, и я вам назову, что будет с бензином.
Во времена свободно плавающих тенге и бензина вторая волна приватизации обещает стать щедрым источником для пополнения бюджета. Пришло время выгодно отдать «дочек» в надежные руки. От продаж крупнейших компаний государство выручит миллиарды тенге. А те фирмы, которые не уйдут с молотка, просто закроют.