550-летие КАЗАХСКОГО ХАНСТВА: Казахи - ближайшие и прямые потомки древних тюрков - заслуженный деятель науки Монголии Ислам Кабышулы - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
550-летие КАЗАХСКОГО ХАНСТВА: Казахи - ближайшие и прямые потомки древних тюрков - заслуженный деятель науки Монголии Ислам Кабышулы

550-летие КАЗАХСКОГО ХАНСТВА: Казахи - ближайшие и прямые потомки древних тюрков - заслуженный деятель науки Монголии Ислам Кабышулы

О древней истории двух стран и взаимосвязи их народов в эксклюзивном интервью Казинформу рассказал академик Монгольской национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор, переводчик, публицист, драматург, президент Международного центра тюркологии, генеральный директор казахского культурного центра в Монголии «Алтын орда» Ислам Кабышулы.

- Расскажите, пожалуйста, о 550-летии Казахского ханства и связанных с этим Ваших работах.

- История монголов и казахов взаимосвязана. До того, как говорить о 550-летии Казахского ханства, нам не

  • 10 Июня 2015
  • 8205
Фото - Caravan.kz

О древней истории двух стран и взаимосвязи их народов в эксклюзивном интервью Казинформу рассказал академик Монгольской национальной академии наук, доктор исторических наук, профессор, переводчик, публицист, драматург, президент Международного центра тюркологии, генеральный директор казахского культурного центра в Монголии «Алтын орда» Ислам Кабышулы.

— Расскажите, пожалуйста, о 550-летии Казахского ханства и связанных с этим Ваших работах.

— История монголов и казахов взаимосвязана. До того, как говорить о 550-летии Казахского ханства, нам необходимо упомянуть Тюркский каганат. Алькей Маргулан не уставал повторять, что история казахов насчитывает 3 тыс. лет, за что и подвергался гонениям в советские годы. Ермухан Бекмаханов подвергся репрессиям за то, что писал про Казахское ханство. Я начал проводить сравнительное изучение истории монголов и казахов в 1962 году (800-летие Чингисхана). Если мы будем ограничиваться лишь тюркским генеалогическим древом, наша история кочевников будет неверной. Поэтому в этом плане история монголов занимает особое место. Она стала выделяться с 1206 года — со времени основания Чингисханом империи кочевников. Одним из народов этой империи были казахи, а именно — кипчаки, кереи, найманы, жалайыры и коныраты. История эта описана в «Сокровенном сказании монголов» (1240 г.), на китайском — «Юань-чао би-ши». Я перевел эту книгу на казахский язык и около 50 лет проводил сравнительный анализ с тюркскими родословными (шежире).

В современном мире насчитываются 28 тюркских наций и народностей, 7 независимых республик, в том числе Монголия. Еще с советских времен используется термин «история тюркско-монгольских народов». Единственной причиной разграничения тюрков и монголов является религия последних — буддизм. Самым первым народом, неизменно проживающим на территории современной Монголии свыше 3 тыс. лет, считаются казахи (со времен сакской и гуннской эпох)

В настоящее время только монголы намерены отмечать 2226-летие эпохи гуннов, тогда как когда-то наши ученые заявляли, что это касается и народов Центральной Азии, в особенности, ядра кочевников — казахов. Итак, 2226 лет назад Мудде Сайын (он упоминается и в казахской истории) основал государственность. После него были кок-тюрки («синие тюрки») Куль-тегин и Бильге-тегин, памятник которым поставили в Хархорине. До этого здесь находилась столица государства найманов. В 28 км от г.Улан-Батора, за городом Налайх стоит памятник Тоныкоку, недалеко от того места раньше находилась ставка государства кереев.

Изучая «Сокровенное сказание монголов», я пришел к выводу, что после образования империи кочевников в 1206 году секретарь Найманского ханства Тататунга возглавил делопроизводство великого государства и был преподавателем у Хасыра, родного брата Чингисхана. Он стал первым учителем монголов и обучил их грамоте. Из этого документа я также узнал, что этимология монгольского слова «багш» (учитель) берет начало с казахского слова «баксы». Чингисхан и его потомки говорили на древнетюркском языке. Я опубликовал статьи, в которых рассказал, что само имя Темучжин и Чингисхан произошло от «Женисхан» (с казахского языка — хан-победитель), четырех своих военачальников он называл «төрт төбет», монгольские исследователи писали, что древние тюрки называли самцов собак словом «төбет», а у казахов до сих пор так называется порода собак. Я ввел в научный оборот то, что основой современного казахского языка является древнетюркский язык, на котором было написано 40% первоначального варианта «Сокровенного сказания». При этом, по моим предположениям на основе научных фактов, этот документ могли совместно написать найманский летописец Тататунга и керейский шежиреши Шынагай Чинсан.

— Можно ли так понять Ваши слова, что казахи являются ближайшими и прямыми потомками древних тюрков?

— Да. Потому что материнским родом тюркских народов являются казахи, а отцовским — турки. Данный вопрос европейские историки изучали на основе тюркологии, но, как правило, тот, кто знал тюркологию, не разбирался в монголоведении. Монголы были народом, разговаривающим на алтайском языке, «кошма его была из войлока, а остов — из дерева» (то есть жили в юртах). В основном, из 8 видов кочевников, классическими их образцами выступают казахи, монголы и кыргызы.

До всех них были саки. Все мы происходим от них. Я убежден, что этнононим «казах» берет свое начало от слова «қассақ», то есть «настоящий сак». В советское время такой же позиции придерживались такие ученые, как Алькей Маргулан, Ермухан Бекмаханов, Мусатай Ахинжанов.

У меня было два великих учителя. Один из них — академик Цэндийн Дамдинсурэн, который перевел «Сокровенное сказание» на монгольский язык, а второй — академик Ринчэн Бимбаев. «У нас одни корни, кошма наша из войлока, а остов — из дерева, происхождение у нас общее», — писали они в своих трудах о единстве тюрков и монголов.

В бытность мою студентом университета я писал, что люди, готовившие кодекс «Великая Яса» Чингисхана, в основе своей являются тюркскими народами, казахами. И в нынешние дни в своих трудах я доказал, что этноним «монгол» берет начало от слов «мың қол» (с казахского языка — «тысяча рук»). Это было воинственным племенем мангутов, в котором даже женщины носили кинжалы и одевались, как мужчины, поскольку если численность их мужского населения не достигала тысячи, им не давали отдельного наименования аймака. В связи с тем, что у них всегда собиралось тысячное войско, их назвали монголами.

— В настоящее время не утихают споры вокруг личности Чингисхана. Некоторые называют его монголом, другие — казахом, третьи — татаром. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

— Да, такие споры существуют. Одно могу сказать точно — единственный прямой потомок Чингисхана есть лишь среди казахского народа. Известный казахстанский архитектор Шот-Аман Уалиханов (прим. Казинформа — автор Государственного герба РК) является 23-им потомком Чингисхана, 22-ым потомком Джучи, 18-ым потомком Абылайхана, правнуком Шокана Валиханова.

После обретения Казахстаном независимости во время празднования 800-летия Монгольской империи перед учеными и общественностью всего мира во время многочисленных мероприятий, а также в СМИ я рассказал о том, как широка душа казахского народа, на протяжении восьми веков сохранившего династию Джучи — потомков Чингисхана. В Монголии единственному на планете потомку сына Чингисхана Джучи — Шоте Уалиханову — было присвоено звание почетного академика Всемирной академии Чингисхана, вручен диплом почетного президента этого учреждения и золотой ромб Чингисхана.

Но потомки Чингисхана никогда не делили народы, поскольку он объединил многочисленные роды и основал единое государство. В его составе на самых благодатных землях незменно проживали казахи (под этнонимом кипчаков). В составе монгольской империи самыми образованными и богатыми на историков были кереи и найманы.- Вы являетесь заслуженным деятелем науки Монголии. Означает ли это, что монгольские ученые и власти признают Ваши научные взгляды? В целом, какие у Вас есть труды?

— Историки должны говорить правдиво и справедливо, опираться на историю и доказывать свои взгляды. Моим пусть и небольшим, но вкладом в науку стали глубокое изучение «Сокровенного сказания монголов», а также подготовка таких работ, как «История казахов мира», «Караван кереев», «История казахов Монголии», «Чингисхан и кочевники», «Единые корни тюркских народов», и других трудов. Много сведений о казахском народе можно почерпать из моей книги «Казахи» («Қазақ қауымы»). Кроме того, долгие годы изучая историю тридцати наций и народов, населяющих 7 независимых тюркоязычных государств Азии, я написал книгу «Мир Турана» («Тұран әлемі»). В год празднования 800-летия образования Монгольской империи, за счет средств правительства Монголии, она была опубликована на монгольском языке («Тураны Ертөнц»), а я получил Государственную премию.

Руководил переводом на монгольский язык произведений Мухтара Ауэзова, Ильяса Есенберлина, Сабита Муканова, Калмакана Абдыкадырова, Жубана Молдагалиева, Ануара Алимжанова, Олжаса Сулейменова, воспоминаний Динмухамеда Кунаева, а также книг Нурсултана Назарбаева «В потоке истории» и «Критическое десятилетие». Кроме того, к 150-летию Великого Абая перевел полное собрание его сочинений на монгольский язык и добился того, чтобы золотое сокровище казахов — фильм «Қыз Жібек» — был озвучен на монгольском языке. Одновременно инициировал перевод этой кинокартины на китайский и корейский языки.

В 1997 году на сканере в японском городе Осака я восстановил памятник Куль-тегину (в свое время советские солдаты на границе стреляли по этой реликвии в качестве мишени для пристрелки своих орудий) и способствовал тому, чтобы казахстанское правительство увезло его копию и установило в Евразийском национальном университете им.Л.Н.Гумилева.

В настоящее время мы прилагаем усилия для того, чтобы присвоить имя Турара Рыскулова одной из улиц г.Улан-Батор.

— Какое место занимает Турар Рыскулов в истории Монголии?

— Название города Улан-Батор дал ведь Турар Рыскулов. Он в 1920-е годы по заданию Ленина работал в Монголии в качестве представителя Коминтерна. В 1924 году написал Конституцию страны и назвал ее столицу. 24 ноября 1974 года в праздновании 50-летия независимости Монголии приняли участие руководитель СССР Леонид Брежнев, министр иностранных дел Андрей Громыко, министр обороны маршал Родион Малиновский,а из Центральной Азии — первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев. Они прикрепили к флагу Монголии орден Ленина. Д.Кунаев поехал в Улан-Батор после того, как ему позвонил Л.Брежнев и сказал: «Я планирую взять тебя с собой на празднование 50-летия Конституции Монголии и ее независимости. Ты и сам знаешь, что в подготовке первоначального Основного закона этой страны и объявлении ее независимости участвовал Турар Рыскулов. К тому же там проживают твои братья казахи. Если ты не против, поехали вместе». Таким образом Д.Кунаев стал гостем того юбилея.

— Как Вы считаете, каково главное значание празднования 550-летия Казахского ханства?

— В числе уникальных достижений Нуреке (Н.Назарбаев) — сделанный им решительный поворот к истории: объявление года казахской истории. Он объявил празднование 550-летия Казахского ханства. Казахский народ — один из немногих в мире, сумевший за свою трехтысячелетнюю историю сохранить большую территорию своего государства, язык, менталитет, религию и обычаи. В то время как программа «Нурлы жол» Нурсултана Назарбаева получила признание всего мира, проживающую за пределами РК казахскую интеллигенцию особенно впечатлило великое выступление Елбасы в Улытау. У казахов есть пословица «Сын, который знает предков до седьмого колена, будет заботиться о родственниках. Тот же, кто знает лишь себя, является невеждой и будет питаться своим ухом и воротником» (игра слов). Мировые историки удивлялись казахам, знающим своих предков до седьмого колена. Наблюдатели отмечали, что лучшие шежиреши и историки знали до 70 своих дедов и пересказывали истории в песнях, кюйях и дастанах. Если рассчитывать одно колено в 30 лет, то 70 дедов составит 2100 лет. Приведенная пословица также означает: необходимо понимать других людей, брать у них хорошие качества и отказываться от плохих.

Казахский народ никогда не завоевывал другие народы. «В казахской истории никогда не было моментов, за которые было бы стыдно», — есть такие мудрые слова Н.Назарбаева, которые я всецело поддерживаю. Казахи очень дружелюбны, они заботятся о представителях всех этносов. Елбасы, являющийся катализатором такого единства народа, превозносит славу казахов по всему миру. Казахи считают — непростительно принижать один народ и восхвалять другой, поскольку народная история — это священная тема.

Первым из трех великих представителей тюркско-монгольских народов Центральной Азии, оставивших неизгладимый след в мировой истории, следует назвать жившего в XIII веке Чингисхана. Не надо доказывать, что на втором месте — Мустафа Кемаль Ататюрк, объединивший и поднявший страну после развала Османской империи. А в качестве третьей такой исторической фигуры мы, историки, смело называем сына казахского народа Нурсултана Абишевича Назарбаева, который на многострадальной, священной земле предков сплотил разные этносы и народности, получив мировое признание своей страны. Бесспорно, история суверенного Казахстана вписана в мировую историю в качестве ее неотъемлемой части.

— Спасибо за интервью!