Свою оценку деятельности CNPC в Казахстане Жумагулов изложил в публикации на блог-платформе yvision.kz.
«Китайские компании активно представлены в нефтегазовой отрасли и уже контролируют не менее 25% нефтедобычи казахстанской нефти. Безусловным лидером-инвестором среди них является CNPC-Актобемунайгаз.
Но CNPC-Актобемунайгаз сложно классифицировать инвестором, поскольку компания ведет себя «как у себя дома». Она заставляла казахстанских рабочих петь гимн КНР у себя на месторождении, брала плату за проезд по областной дороге, установив пропускной мост в Актюбинской области. CNPC систематически нарушают одни и те же законы (трудовое, налоговое, экологическое законодательство): нарушают – платят штраф – нарушают – платят штраф. А сумма штрафов, при прибыли в несколько миллиардов долларов, для СНПС не проблема.
Но самое главное – СНПС развивает китайскую экономику, находясь в Казахстане. Не смотря на государственную политику по развитию казахстанского содержания, CNPC-Актобемунайгаз умудряется развивать аффилированные компании своей материнской компании CNPC CHINA.
Исходя из анализа закупок, размещаемых CNPC-Актобемунайгаз на сайте reestr.nadloc.kz, можно уверенно сказать, что более 60% товаров и более 70% работ/услуг поставляются аффилированными компаниями CNPC.
К примеру, из недавно объявленных крупных тендеров СНПС-Актобемунайгаз является закуп обсадных труб в объеме 6845 тонн на сумму 2 185 500 700 тенге.
Могу поспорить с любым на $1000, что данный тендер выиграет одна из аффилированных поставщиков СНПС. Ведь по условиям тендера, поставщик с момента заключения договора обязан поставить товар в течение 20 дней! А это практически невыполнимая для трубных заводов задача.
На мой взгляд, такие сжатые сроки установлены, чтобы отсечь от участия в тендере самого крупного производственного завода и единственного в Казахстане производителя обсадных труб, где трудятся порядка 7000 человек. И таких историй у СНПС не мало.
Казахстанские сервисные компании практически смирились с китайским беспределом и рады работать в качестве субподрядчиков.
Очень печалит тот факт, что по рынку буровых услуг в последние годы доминируют китайские компании. В статье Форбс описан механизм, как китайские компании вырвались в лидеры по рынку буровых услуг:
«Наше предприятие успешно бурило скважины, заключало контракты, выигрывало тендеры и подряды на проведение буровых работ. Но лет 10 назад в нашу страну зашли китайские буровые компании. Они полностью обрушили все цены. Они брались за полцены бурить скважину, которая, допустим, стоила 400 млн. тенге, за 200 млн. тенге — себе в убыток. Мы, естественно, не могли себе позволить работать в убыток и, естественно, мы начали проигрывать им тендеры.
И только после того, как казахстанские буровые компании, как конкуренты, полностью ушли с рынка и обанкротились, они подняли эти цены – и не в два, а сразу в три раза! Китайские компании сейчас фактически монополисты на рынке».
Действительно, согласно открытой информации об уплате китайскими компаниями налогов и других обязательных платежей в бюджет выявлено, что у многих китайских компаний занижены налоги по сравнению с другими аналогичными казахстанскими сервисными компаниями.
К примеру: исходя из открытых источников доход у ТОО «ККБК «Великая стена» (Китай) в 2011 году составил не менее 31,9 млрд. тенге, из них выплачено налогов в бюджет на сумму 1,4 млрд. тенге. Доход у ТОО «Бургылау» (Казахстан) в 2011 году составил не менее 30,3 млрд. тенге, из них выплачено налогов в бюджет на сумму 7,9 млрд. тенге.
То есть, у китайских компаний, при больших доходов, налоговые выплаты в несколько раз меньше по сравнению с казахстанскими компаниями. Такая же ситуация по остальным китайским компаниям.
сравнение доходов
Тут 2 сценария:
1) СНПС-Актобемунайгаз завышает свои расходы в целях снижения налоговых выплат (КПН и налог на сверхприбыль).
2) Китайские сервисные компании ведут двойную бухгалтерию или уменьшают налогооблагаемый доход путем заключения «формальных» договоров с подрядными и субподрядными организациями.
Скорее всего, СНПС-Актобемунайгаз чувствует себя комфортно, являясь вторым крупным налогоплательщиком в Казахстане. Но ведь у всего есть предел. В конце концов, на каждого инвестора найдется другой инвестор, который предложит условия еще круче. Тем более Закон РК «О недрах и недропользовании» позволяет в одностороннем порядке расторгнуть контракт на недропользование в случае неустранения недропользователем более 2-х нарушений по контрактным обязательствам.
В любом случае иностранный инвестор играет по тем правилам, которые устанавливает государство. И видимо, уже пришло время не «просить», а требовать!», — написал Жумагулов.