По его словам, основными целями законопроекта являются: упрощение государственных закупок; минимизация коррупционных рисков; защита прав и законных интересов потенциальных поставщиков; повышение ответственности участников государственных закупок.
«Принятие законопроекта позволит решить следующие задачи: переход к полному циклу проведения закупок в электронной форме; сокращение доли закупок, проводимых из одного источника; интеграция веб-портал с информационными системами иных госорганов", — сказал Султанов, представляя в мажилисе законопроект «О государственных закупках».
По его словам, в рамках разработки законопроекта проведен сравнительный анализ иных видов закупок, проводимых в Республике Казахстан — это закупки фонда «Самрук-Казына», недропользователей, субъектов естественных монополий, «СК-Фармации» и национальных компаний. Он добавил, что разработчиками выработаны нормы, упрощающие квалификационные требования и требования к конкурсной документации, что позволит увеличить количество потенциальных поставщиков, участвующих в государственных закупках.
"Одновременно проведен анализ болевых точек (рисков) на всех этапах государственных закупок. К примеру, на этапе планирования имеется проблема завышения цен. Об этом мы серьезно говорили при обсуждении бюджета в парламенте, отчетов и проекта бюджета. Проблема завышения цен (есть), как в бюджетных заявках администраторов бюджетных программ, так и в планах государственных закупок. Это зачастую является основой для различных коррупционных программ. Поэтому законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров", — пояснил Султанов.
Это, по его мнению, позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены. "Тем самым, бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе каких-то прайс-листов, предложений со стороны потенциальных поставщиков, а на основе средних закупочных цен, сформированных в базе данных на веб-портале государственных закупок", — пояснил министр.
"На этапе подготовки конкурсной документации или технической спецификации имеется проблема, когда заказчики «подтачивают», как сейчас говорят, спецификацию под одного конкретного потенциального поставщика. Для решения указанной проблемы законопроектом вводится институт предварительного обсуждения технической документации. Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним, обратиться к заказчику об их устранении", — отметили на презентации.
Вместе с тем, по словам министра, в целях недопущения фактов необоснованных отклонений заявок, законопроектом предлагается сократить перечень документов, представляемых организатору закупок. "В частности, предлагается интегрировать веб-портал с информационными системами государственных органов, что позволит потенциальным поставщикам не представлять сведения от налоговых органов об отсутствии задолженности; от органов юстиции о лицах, состоящих в реестре должников; различных документов, которые есть уже в системе электронного правительства о наличии разрешительных документов (Е-Лицензирование). Зачастую у нас получается, что каждый раз требование документы сдавать заново", — заключил спикер.