Духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, в ходе учений коснулся вопроса об " основополагающем родстве вероисповеданий", подробно рассматриваемого в его книге " Мое путешествие в мир духовных традиций". Издание на русском языке было представлено российским паломникам в индийской столице. На вопрос РИА Новости, какую из описываемых нравственных заповедей различных религий он считает наиболее важной сегодня, Далай-лама ответил: «Любовь».
«Нужно развивать способность любить. Именно к этому призывают религии. Но обычно, говоря о любви, мы думаем, в первую очередь, о своих близких, друзьях… Однако такое чувство охватывает лишь узкий круг людей, оно пристрастно, к нему примешана большая доля привязанности. Подлинная же любовь — как та, что испытывает в теистических религиях Бог-Творец к своим созданиям, — беспристрастна. Такое чувство можно распространить даже на своих врагов», — сказал Далай-лама.
По его словам, в контексте теистических (признающих существование Бога-Творца) традиций, «наши враги — тоже создания Божьи». Нетеистические религии — такие как буддизм и джайнизм —делают упор на законе причинно-следственной связи. Но все они взывают к любви.
Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше миллиона ее последователей. Наибольшая волна распространения буддизма на территории России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят. Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелуг, главой которой и является Далай-лама. Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — «Океан-учитель») эманацией Авалокитешвары — бодхисаттвы сострадания.
В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя была в 2004 году в Калмыкию. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть Далай-ламу в своих регионах с более продолжительным визитом, однако визовый вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы «тибетского правительства в изгнании», Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.