Содружество при низкой цене на нефть - Караван
  • $ 495.95
  • 524.37
-6 °C
Алматы
2024 Год
15 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Содружество при низкой цене на нефть

Содружество при низкой цене на нефть

Продолжающееся падение цен нефть (как известно, на СНГ приходится весьма значительная часть мировой добычи нефти и газа) может самым радикальным образом отразиться на экономике стран Содружества. Причем некоторые постсоветские государства могут и выиграть от этого падения. Пока что резко подешевевшая нефть заставила пересматривать бюджетные параметры России, Казахстана и Азербайджана. Москва уже вынуждена была пойти на секвестр бюджетных расходов на 5%, но, возможно, бюджет придется пересматривать еще раз: нефтяные (и косвенно – газовые) доходы рассчитаны в бюджете РФ, исходя из показателя 96 долларов за баррель нефти Urals. Что происходит сейчас с бюджетами других нефтедобывающих стран СНГ?

  • 8 Декабря 2014
  • 1346
Фото - Caravan.kz

Казахстан

В бюджете Казахстана на 2015-2016 год первоначально была заложена цена на нефть в размере 90 долларов за баррель. Однако, по словам первого заместителя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева, бюджет РК на 2015 год будет пересчитан с учетом возможной цены на нефть в 80 долларов. "Вы сегодня видите, что цена на нефть падает. Поэтому мы сейчас пересчитываем свой бюджет на следующий год на 80 долларов", – сказал он. Также он отметил, что правительство рассмотрит возможность еще раз пересчитать бюджет в случае, если цена на нефть достигнет 60 долларов. Как именно падение цен на нефть сказывается на бюджете Казахстана? Однозначно негативно. Доля доходов от нефтяной отрасли в бюджете РК постоянно росла. Сегодня в консолидированном бюджете Казахстана на нее приходится около 44% (для сравнения: на долю нефтегазовых доходов в бюджете РФ приходится более 50% всех доходов). В отчете Standard&Poor's доля нефтяного сектора указывается как 25% от ВВП. И это понятно: свыше 60% экспортных доходов Казахстана приходится на продажу нефти. Краткосрочное падение цен на нефть Казахстан может пережить достаточно безболезненно: объем золотовалютных резервов Казахстана (фонды Нацбанка и Национального фонда РК) достигли 104,2 млрд долларов по состоянию на 1 октября 2014 года, что составляет 46% от ВВП. Но даже при достаточно высокой цене на нефть происходило замедление темпов роста ВВП Казахстана – согласно данным Комитета по статистике РК, рост за 9 месяцев 2014 года составил всего 4%.

В прошлом году рост ВВП РК составил 6%. По оценке экспертов инвестиционного банка Renaissance Capital, рост ВВП в Казахстане в 2015 году может подойти к отметке, близкой к нулю, при цене на нефть в 60 долларов за баррель, и стать отрицательным на уровне в 50 долларов за баррель. На доходы от экспорта Казахстана сейчас также серьезно давит падение цен на металлы. Готово ли правительство РК к такому неблагоприятному сценарию? Эксперты как внутри Казахстана, так и за рубежом склонны считать, что прошлый кризис 2009-2010 годов дал неплохой опыт по управлению экономикой страны в условиях резкого падения доходов от экспорта. Основной упор будет сделан на стимулирование спроса за счет резервных средств, в том числе и за счет предоставление недорогих кредитов производителям внутри Казахстана. Потенциально для РК весьма большие возможности дает и запуск с 1 января 2015 года ЕАЭС. Но тут есть некие сложности: для поддержания конкурентоспособности казахстанской
продукции на том же российском рынке нужна весьма серьезная девальвация национальной валюты тенге. По мнению советника главы Нацбанка Олжаса Худайбергенова, реальные предпосылки для проведения девальвации тенге – падение нефти до уровня 60 долларов за баррель. Возможно, главам ЦБ РФ и Нацбанка РК стоило бы обсудить совместные планы в условиях общей тенденции на ослабление валют нефтедобывающих стран. Тем более, что в договоре о создании ЕАЭС есть пункт о координации финансовой политики стран-участниц.

Азербайджан

В первой редакции бюджета Азербайджана на следующий год была заложена цена на нефть 100 долларов за баррель, сейчас этот показатель понижен до 90 долларов.

Но если нынешняя тенденция на рынке нефти сохранится, то придется пересматривать и это вариант бюджета. В бюджете Азербайджана на 2015 год нефтегазовые поступления составляют 65,3%, и любое длительное падение цен на нефть весьма чувствительно для финансов страны.

Пока же планируется, что доходы государственного бюджета Азербайджана на 2015 год составят 19,438 млрд манатов (24,825 млрд долларов). При этом 10 млрд 388 млн манатов (13,3 млрд долларов), или 53% от общей суммы доходов составят трансферты из Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР). По состоянию на первое октября 2014 года активы ГНФАР составили 37,305 млрд долларов. Расходы бюджета составят 21,1 млрд манатов (26,9 млрд долларов), что на 5,1% больше прогнозов 2014 года. Дефицит госбюджета запланирован на уровне 1 млрд 662 млн манатов (2,1 млрд долларов), или 2,8% ВВП.

При обсуждении проекта госбюджета страны на 2015 год министр финансов Азербайджана Самир Шарифов отмечал, что в будущем году ожидается снижение доли нефтяного сектора в общих бюджетных поступлениях до 65,3% против ожидаемого в 2014 году уровня в 66%. С июля запасы понизились на 159,8 миллионов долларов, но, несмотря на это, за 10 месяцев 2014 года валютные резервы повысились на 6,2%, или на 881,6 миллионов долларов, и с 14 152 миллионов поднялись до 15 033,6 миллионов долларов.

Пока в Азербайджане не очень сильны ожидания девальвации, но резервы ЦБ Азербайджана падают уже 4 месяца: на 1 декабря они составили 14 996 млрд против 15 193,4 млрд (абсолютный рекорд) на 1 августа. Падение небольшое, но все-таки уже наблюдается некая тенденция.

Власти Азербайджана понимают, что стране нужна сочная диверсификация экономики и уход от полной зависимости от нефтегазового экспорта.

И какие-то подвижки уже есть: вспомним, что в бюджете 2013 года доля нефтегазовых доходов составляла аж 73,1%!

Но любые меры по реформированию экономики Азербайджана могут работать только в условиях мира. Как следствие, по мнению экспертов, нынешняя нефтяная конъюнктура вольно или невольно способствует замораживанию возможных боевых действий в Нагорном Карабахе.

Кто выигрывает от падения цен на нефть?

Ясно, что бюджеты России, Казахстана, Азербайджана и Туркменистана проигрывают от текущей конъюнктуры цен на нефть и природный газ. Но кто может выиграть в Содружестве от такой конъюнктуры?

Для бюджета Белоруссии ситуация пока неясна: с одной стороны, белорусские НПЗ в рамках ЕАЭС могут сейчас покупать нефть по внутрироссийским ценам и не возвращать часть вывозной пошлины в бюджет РФ (как это было до осени 2014 года).

То есть себестоимость белорусской продукции за счет снижения нефтяной и газовой составляющей (понятно, что и цена российского газа для Минска в 2015 году из-за падения цен на нефть будет значительно ниже нынешней) может стать существенно ниже, а это снижение издержек и рост экспортной выручки.

Но с другой стороны, цена на нефтепродукты в Европе будет падать вслед за ценами на нефть, а нефтепродукты, произведенные из российской нефти, – это сейчас основная статья экспорта РБ.

Кроме того, из-за падения цен на нефть и газ российский рынок станет менее емким, а ведь именно на российский рынок приходится около 85% экспорта сельскохозяйственной продукции, оборудования и транспортных средств, товаров легкой промышленности из Белоруссии.

Из-за резкой девальвации российского рубля сейчас белорусская продукция становится менее конкурентоспособной на главном экспортном рынке.

Некие преимущества от нынешней конъюнктуры на нефть и газ может получить и Армения, поскольку страна экспортирует углеводороды.

Среди выигравших может оказаться и Украина, поскольку цена на российский газ с неким временным лагом снизится вслед за ценами на нефть (это заложены в расчетные формулы).

Но сейчас вообще сложно говорить, какая будет цена на российский газ для Украины в следующем году.

Кроме того, весь выигрыш от снижения цен на энергоносители для украинских производителей может быть сведен на нет потерей позиций на российском рынке.

В целом хочется надеяться, что снижение цен на нефть и газ подтолкнет наконец- то процесс диверсификации экономик если не в рамках всего Содружества, то хотя бы создаваемого ЕАЭС.