Мэр Киева Виталий Кличко утвердил программу празднования Нового года и Рождества в украинской столице. Об этом говорится в информации, размещенной на сайте городской администрации.
В соответствии с документом, в частности, 19 декабря состоится открытие резиденции и Фестиваля святого Николая на территории Национального заповедника "София Киевская". В тот же день на Софийской площади будет открыта главная елка страны, сообщает РИА "Новости".
— Дед Мороз — наследие советских времен, а святой Николай — европейская традиция
20 декабря от здания Киевской горадминистрации к Софийской площади пройдет парад волонтеров — помощников святого Николая.
Именно на Софийской площади состоятся основные праздничные мероприятия, а не на майдане Незалежности, как ранее.
Олег Скрипка, учредитель международного фестиваля "Страна грез", который представит свою программу в Киеве 7 января, ранее отметил, что Новый год на Украине обычно "состоял из эклектики американского и советского Нового года", которая подразумевала "соревнования за детей между Санта-Клаусом и Дедами Морозами". "Очень хочется вспомнить святого Николая", — цитирует его слова агентство УНИАН.
Дед Мороз — наследие советских времен, а святой Николай — европейская традиция
Между тем св. Николай для многих европейцев — то же, что для бывших советских людей Дед Мороз. Известно, что Рождество в СССР преследовалось как "религиозный пережиток". Новому году повезло больше: "буржуазным пережитком" он считался только с 1929 по 1935 год. В 1936 году первая новогодняя елка для детей и молодежи прошла в Колонном зале Дома союзов. Тогда же появился и главный персонаж праздника — Дед Мороз. Но образ доброго сказочного старика позаимствовали на Западе. Правда, в отличие от святого советский Дед Мороз обзавелся внучкой Снегурочкой, появлению которой в свите дедушки мы обязаны одноименной сказке Александра Островского.
Кстати, Санта-Клаус — это тот же святой Николай (St. Claus — St. Nicolaus), образ которого с течением времени, правда, коммерциализировался.
В европейской традиции святой Николай считается среди прочего и покровителем детей. День памяти святого Николая по западному церковному календарю выпадает на 6 декабря, а по православной традиции Николин день ("Никола зимний") празднуется 19 декабря. До революции этот праздник считался еще и царским днем, поскольку 19 декабря отмечался День ангела последнего российского императора Николая II.
В Европе, например, среди немцев-католиков популярен эпизод из жития св. Николая, который повествует о впавшем в нищету отце трех дочерей, готовом с отчаяния сделать из них блудниц. Святой Николай тайно подбросил ему три узелка с золотом — в качестве подарка-приданого для каждой из девиц. Этот эпизод из жития святого с середины XVI века породил на Западе обычай потихоньку подкладывать подарки детям, выставляющим накануне 6 декабря за дверь свою обувь или подвешивающих красно-белые мешочки в виде носка или сапога, чтобы "проходящий мимо" святой Николай положил туда сладости и игрушки. Однако, согласно традиции, их должны получать только послушные дети, а проказники — наказываться розгами. Старые церковные уставы гласят: "Перед днем святого Николая матери держат наготове подарки и розги для своих детей".
В противовес католической традиции протестанты, желая сохранить древний немецкий обычай дарить детям подарки, вместо Николая "изобрели" так называемого Кристкинда (Christkind — подобие ангела-дитяти в женском образе) , которому "поручили" раздавать подарки не 6 декабря, а в день Рождества — 25 декабря н.ст. К XX веку "протестантский" Кристкинд неожиданно прижился у католиков, зато у самих протестантов Кристкинд постепенно был вытеснен другим героем — Вайнахтсманом (Weihnachtsmann — "рождественским дедом").
Сегодня святой Николай ассоциируется у большинства немцев с такими рождественско-новогодними персонажами, как секуляризированные Вайнахтсман и Санта-Клаус, имеющие белую бороду и красно-белый кафтан с меховой отделкой. По этой причине в декабрьские дни в некоторых городах Германии разворачивается кампания, призывающая немцев отвернуться от "иммигранта из Америки" Санта-Клауса как символа дешевой коммерциализации. Представители католического духовенства выступают с призывом: "Нельзя допустить, чтобы безликий Санта Клаус отодвинул на задний план и заменил собой святого Николая, призывавшего людей к милосердию и состраданию".
Сегодня роль св. Николая в немецких детских садах и клиниках может сыграть каждый, кто имеет артистические и педагогические способности. Для этого необходимо обратиться в специальное бюро крупных бирж труда, обеспечивающие временной работой прошедших по конкурсу "Николаусов". Дети могут предварительно поговорить с ним по мобильному телефону и "тайно" согласовать с ним свой подарок. Как сообщалось в информации портала Regions.ru, встреча малышей с "Николаусом" стоит их родителям, равно как и другим заказчикам, от 25 до 40 евро.