«Ответственность несет иностранная авиакомпания, которой в Казахстане нет. Пилоты, стюарды — все иностранцы, самолет не зарегистрирован здесь. Авиакомпания из одного человека — директора — и тут летает какой-то непонятный самолет, не понятно, кем обслуживающийся, как обслуживающийся. Таких схем нельзя допускать», — заявила член Ассоциации туроператоров Казахстана Салтанат Омарова.
Речь идет о так называемом «мокром» лизинге. Это когда техническое обслуживание, ремонт, страхование воздушного судна производится лизингодателем. То есть, по факту борт остается иностранным, но летает под флагами казахстанской авиакомпании. Туроператоры Казахстана предупреждают, что в случае возникновения каких-либо проблем отвечать за туристов никто не будет. Так произошло с уже ставшей скандально известной фирмой «Гульнар тур», которая использовала как раз такую схему.
«За деятельностью туроператоров на самом деле нет достаточно должного контроля со стороны государства, и поэтому очень сложно проверить сегодня, начав продавать туры, что сделают завтра туроператоры. То есть, не имея возможности завести самолет, они могут объявить и банкротство, и просто какие-то мошеннические действия», — сказала исполнительный директор туристической фирмы Асем Козбагарова.
Напомним, этим летом достаточно часто у казахстанцев возникали проблемы с туроператорами, а одна из крупнейших туристических компаний — «Гульнар Тур» оставила без отдыха более 12 тысяч семей. Сотни клиентов компании не смогли вылететь из Турции в Казахстан и наоборот. Ранее в отношении руководства туристической компании было возбуждено уголовное дело. В конце августа «Гульнар тур» лишили лицензии.