Хотя точный состав вооруженных сил Казахстана — это военный секрет, по разным источникам, он колеблется в пределах 60—65 тысяч человек.
По данным сайта Strategypage.com, коэффициент качества вооруженных сил Казахстана оценен в девять процентов из ста. Военные традиции Казахстана оценены на «двойку» по десятибалльной системе, а качество командования на «пятерку».
Есть и другая оценка, другого западного института. По данным исследовательской организации Global Firepower, в рейтинге военной мощи Казахстан находится на 80-м месте из 106 стран. К примеру, Украина в этом рейтинге — на 21-м месте, 90 процентов ее вооружения является устаревшим. Как следствие, последние украинские события вскрыли неспособность местных вооруженных сил противостоять сепаратистам востока.
На содержание армии Казахстан тратит огромные средства. В целом ежегодные расходы Казахстана на оборону составляют 1,2 процента валового внутреннего продукта (ВВП), сообщает сайт ЦРУ. По данным министерства финансов Казахстана, в республиканском бюджете на 2014 год расходы оборонного ведомства предусмотрены в размере 362,7 миллиарда тенге. Это 5,3 процента от всей расходной части бюджета и почти два миллиарда в долларах США. В текущем году почти 30 процентов выделяемой суммы должно быть потрачено на модернизацию, восстановление и приобретение вооружения, военной и иной техники.
Несмотря на ежегодное увеличение военного бюджета, некоторые эксперты полагают, что на вооружении казахской армии всё еще находится техника, созданная в прошлом веке и не отвечающая современным требованиям.
Вооруженные силы Казахстана располагают в основном вооружением советско-российского производства: танками Т-72, бронемашины БМП-2, БТР-80A и БТР-82A. Самолеты: МиГ-27, МиГ-23, МиГ-29, МиГ-31, Су-27 и другие.
По мнению генерала-майора запаса Амирбека Тогусова, обеспечение вооружением и техникой — одна из слабых сторон казахстанской армии. Потенциал оборонной промышленности, имевшийся в Казахстане до распада Советского Союза, был утерян.
Генерал-майор запаса Махмут Телегусов в интервью Азаттыку акцентирует внимание на необходимость увеличения закупок стратегического вооружения, поскольку в Казахстане, по его словам, на вооружении находится в основном техника третьего поколения, выпущенная в прошлом столетии, где-то в 1970-х годах.
— Ее модернизируют и хотят сделать техникой четвертого поколения. Но это невозможно и абсурдно. Но в мире уже принята военная техника пятого поколения, на подходе шестое, — говорит он.
По мнению некоторых местных экспертов, военная техника армии Казахстана пригодна в основном для показных учений и военных парадов. Официальные лица так не считают. В Астане 7 мая, когда прошел парад армейских подразделений Казахстана, было объявлено, что вооруженные силы страны являются лучшими в регионе Центральной Азии и способны выполнять сложные боевые задачи.
Министерство обороны Казахстана последние пару лет сотрясали скандалы, связанные с обвинениями военных в коррупции при закупе и ремонте военной техники. Летом прошлого года суд приговорил бывшего начальника главного управления вооружений министерства обороны генерала Алмаза Асенова к 11 годам тюрьмы с конфискацией имущества и лишением генеральского звания. Его обвинили в получении крупной взятки, вместе с генералом тюремные сроки получили двое граждан Украины – специалисты компании «Укрспецэкспорт», специализирующейся на экспорте военной техники.
В октябре 2011 года была принята военная доктрина Казахстана. Согласно этой доктрине, главная задача вооруженных сил страны — обеспечить их готовность к поддержанию внутриполитической стабильности, выполнению задач в военных конфликтах низкой и средней интенсивности.
Генерал-майор Махмут Телегусов считает, что в Казахстане проводятся учения только для предотвращения конфликтов низкой интенсивности. То есть войска отрабатывают навыки по ликвидации террористических организаций, бандформирований внутри страны, на вооружении которых в большей степени стрелковое вооружение и самодельные взрывные устройства.
— С 2006 года не было проведено ни одного учения по отражению угроз средней интенсивности. Это война межгосударственного характера, имеющая небольшой экономический и военный потенциал. Такие учения необходимы для обучения командиров бригад до заместителей министра обороны, — считает Махмут Телегусов.
Согласно военной доктрине, при конфликте высокой интенсивности государство будет опираться на помощь коллективных систем обеспечения военной безопасности, участником которых является Казахстан. А именно ОДКБ и ШОС, главные игроки которых — Россия и Китай. Армии последних по своему военному потенциалу занимают второе и третье место в мире после армии США.