Их цель – зайти через Казахстан на российский рынок. Если это удастся, то все достижения России на переговорах по ВТО будут сведены к нулю, пишет газета "Взгляд".
В первую очередь Россия в переговорах с ВТО защитила автопром, авиапром и сельхозпром. РФ добилась для них не одномоментного снижения таможенных пошлин, а переходного периода на несколько лет с постепенным снижением тарифов.
Так, на легковые автомобили таможенная пошлина сразу после вступления в организацию снизилась только с 30% до 25%. Эта ставка будет действовать три года. Причем Россия ввела утилизационный сбор на импортные иномарки, который компенсирует это снижение. Правда, под давлением Европы и ВТО пришлось заставить платить деньгами утильсбор также и российских производителей.
В любом случае дальнейшее снижение пошлин с 25% до 15% на импортные автомобили будет идти постепенно в течение следующих пяти лет. То есть Россия добилась семилетней отсрочки для автопрома и не допустила вообще обнуления пошлин на автомобили.
Если Казахстан, вступив в ВТО, не договорится о тех же таможенных ставках, что у России, а уступит всемирной организации и снизит пошлины, то в РФ через Казахстан хлынут дешевые импортные автомобили, самолеты, вертолеты и сельхозтехника.
Это погубит российскую продукцию, которая просто не сможет конкурировать с дешевым импортом.
В этом плане вступление Казахстана в ВТО напрямую угрожает российскому рынку. Конечно, в рамках ТС импорт товаров из третьих стран через Казахстан должен на российской границе облагаться по существующим российским ставкам. Но фактически при отсутствии границы между РФ и Казахстаном выполнить это требование крайне сложно. А возвращение таможенных постов прямо противоречит интеграционному объединению и главному принципу Таможенного союза.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов ранее предупреждал, что Евросоюз и США в ходе переговоров с Казахстаном о присоединении к ВТО хотят получить то, что не получили во время переговоров с Россией в рамках ВТО.
"Западные партнеры говорят (Казахстану), что давайте, включайте в общую формулу все эти чувствительные позиции, уменьшайте соразмерно уровень таможенно-тарифной защиты", — сказал Шувалов.
По его словам, хотя казахстанский рынок важен сам по себе, российский рынок для Запада является более значимым. Ведь при прямом пересчете размер экономики России составляет 2000 млрд долларов, а Казахстана – 200 млрд долларов. "И сейчас они пытаются использовать эту ситуацию (переговоры с Казахстаном), чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли", – заключил первый вице-премьер России. Казахстан, по его словам, оказался в роли "заложника".
Россия, когда вступала в ВТО, согласовывала тарифные условия с Казахстаном и Белоруссией. То же самое должен будет теперь сделать и Казахстан. Как указывает завлабораторией международной торговли Института экономической политики Гайдара Александр Кнобель, совет ТС, где каждая страна имеет один голос и может наложить вето, ранее уже принял правила единого таможенного тарифа и его изменения вплоть до 2020 года. Если Казахстан в угоду ВТО захочет изменить эти договоренности в рамках ТС по таможенным тарифам, то Россия имеет право заблокировать такое решение.
Сложная ситуации разрешится только в том случае, если Казахстан добьется от ВТО тех же условий по таможенным тарифам, что и в свое время Россия. Сделать это будет сложно.