Выступая 21 августа на пресс-конференции в Душанбе по итогам международной конференции высокого уровня по водному сотрудничеству, премьер-министр Таджикистана Акил Акилов заявил, что "без холостого сброса воды с водохранилища Нурекской ГЭС в Таджикистане страны низовья (реки Амударья) могли бы остаться в этом году без урожая". По словам Акилова, ранее Ашхабад обратился к Душанбе с просьбой начать сброс воды с Нурека. "Мы провели расчеты <…> и раньше времени начали сбрасывать воду, чтобы помочь туркменским братьям. Мы бы могли ответить, что пока сами не наберем максимального уровня в водохранилище, сброса не будет, тогда бы страны низовья — Узбекистан и Туркмения — могли лишиться урожая", — цитирует РИА Новости таджикского премьера.
В специальном сообщении для прессы туркменское внешнеполитическое ведомство отмечает со ссылкой на министерство водного хозяйства страны, что никаких запросов в Душанбе на предоставление дополнительных объемов воды из Нурекского водохранилища не направлялось.
Туркменский МИД также заявил, что урожай сельхозкультур в Туркменистане был сохранен не благодаря поддержке Таджикистана, а исключительно благодаря рациональному использованию водных ресурсов страны.
МИД Туркмении выразил "крайнее непонимание и озабоченность в связи с вышеуказанными высказываниями, считая их абсолютно необъективными и неуместными".
Комментарием таджикской стороны РИА Новости пока не располагает.
Использование водных ресурсов трансграничных рек, в данном случае Амударьи, в последние годы вызывает в Средней Азии множество споров. Сельское хозяйство Узбекистана, Туркменистана и Казахстана, находящихся в низовье реки, во многом зависит от того, как используется вода в верховье, в данном случае в Таджикистане.
Рост населения стран региона приводит к резкому увеличению потребления воды, как питьевой, так и поливной. Как считают эксперты, нехватка воды со временем может привести к росту напряженности в густонаселенных районах региона, где земледелие является основным источником средств существования.