Карагандинское издание NV.kz представляет подробное собственное расследование этой новости.
Корреспондент nv.kz связался с мамой Владислава. Она подтвердила, что ее сына действительно нашли.
— К нам приходили сотрудники КНБ. Они сказали, что ничего радостного сообщить не могут, – говорила, рыдая навзрыд, мама пограничника Светлана Ващенко. – Что сослуживцев убил мой сын, поэтому ему светит пожизненное заключение. Но такого быть не может! Мой сын не делал этого! Я переживаю, что на него все повесят: его напугают и заставят подписать признание!
«Там опознавать нечего»
Что именно произошло в ночь с 27 на 28 мая, пограничная служба КНБ Казахстана все еще не сообщает. Однако известно, что на посту «Арканкерген» заставы «Сары боктер», что в 220 километрах от города Ушарал Алматинской области, был пожар. Обнаружили тела егеря и 14 пограничников. При этом неизвестной оставалась судьба еще одного военного. Всего же на заставе несли службу 15 человек.
Тела погибших пограничников все еще не опознаны. Их отправили в столицу для проведения генетической экспертизы.
— Мы ездили в Астану, сдавали анализ на ДНК, – рассказывала сквозь слезы мама Владислава.
Мы беседовали за день до того, как нашли ее сына. Тогда еще ничего не было известно о том, жив ли он или мертв. Светлана рассказывала о том, что происходило с семьей в эти дни.
— Тела, чтобы опознать, нам не показывали. Только сказали, что там опознавать нечего. Результата экспертизы ДНК нам ждать еще неделю. Поэтому у меня есть еще маленькая надежда, что моего сына нет среди погибших…
Светлана Анатольевна держит в руке последнее письмо сына. «Здравствуй, мама! – написано некрупным почерком на тетрадном листке в клетку. – Пишу тебе с границы Казахстана. Наконец-то я попал сюда. Теперь я служу на пограничной заставе. Тут красиво. Вокруг горы. С одной стороны китайские, с другой стороны наши, а посередине степь и моя застава. На заставе хорошо. Тихо, спокойно. Теперь я знаю, что такое настоящая служба. Я уже неделю на заставе. В первый же день подружился со старшиной…» На глаза безутешной матери снова наворачиваются слезы и она откладывает письмо в сторону.
Хотел служить на границе
— Знаете, он у меня такой добрый. Он так сильно детей любил, – говорит Светлана Анатольевна, рядом с которой в ходунках стоит маленький сын. – Когда я Павлика родила, он говорил: «Мамочка, спасибо тебе за брата!» Он ко мне в роддом звонил. Правда, он всего три дня брата своего видел. Я из роддома выписалась, а его через три дня в армию забрали.
Мама рассказывает, что Владислав хотел служить в армии. Причем непременно в пограничных войсках. Поначалу надеялся устроиться на работу в структуру комитета национальной безопасности, потому что пограничная служба относится к КНБ. Но потом передумал. Решил быть машинистом электровоза, как его отец. Тем более что парень в прошлом году окончил железнодорожное училище.
— Он нам писал, что в армии хорошо, – вспоминает Светлана Ващенко. – Говорил, что там дедовщины нет. Сын гордился, что пошел служить в пограничные войска, как и хотел. Он говорил: «Мам, мне так повезло! У нас самая лучшая застава».
Владислав, как рассказывают родители, очень хотел в отпуск. Он говорил маме, что если проявит себя, то его отпустят в увольнение дней на десять. Парень надеялся, что в июне приедет в Караганду.
… Родителям пограничника до сих пор так никто ничего не объяснил, хотя со дня трагедии прошло уже больше недели. Известно лишь, что на месте происшествия работает специальная комиссия. Которая, возможно, прольет свет на обстоятельства массового убийства на посту «Арканкерген».
Дедовщина или теракт?
Официально подтвержденная информация о трагедии настолько скудна, что в прессе выдвигалась масса предположений самого разного толка. Сначала утверждали, что оружие погибших военнослужащих пропало. Однако потом в погранслужбе сообщили, что оружие обнаружено на месте происшествия.
Наиболее обсуждаемы две версии случившегося на заставе. Первая – это неуставные отношения между сослуживцами. Известно, что на посту было 11 солдат срочной службы, три контрактника и один офицер. Возможно, между военнослужащими из разных регионов Казахстана произошел конфликт. Хотя число убитых явно выходит за рамки бытового конфликта.
Другая версия – нападение на погранпост. Но кто был агрессором? Вариантов ответа на этот вопрос несколько: местные жители, контрабандисты, сборщики лекарственных трав или профессиональные боевики.
Между тем президент Казахстана назвал произошедшее на границе терактом. Впрочем, от этого ситуация яснее не стала.
— Я считаю это террористическим актом, – заявил Нурсултан Назарбаев. – Вероятно, это произошло в результате внутренних конфликтов. Но об этом говорить сейчас рано. Казарма для солдат и дом для офицеров были сожжены, трупы погибших найдены в результате разбора завалов. Когда подобные инциденты происходят в мирное время, это требует самого тщательного расследования.
По словам главы государства, военная прокуратура возбудила уголовное дело по факту ЧП на пограничном посту. К расследованию привлечены опытные сотрудники министерства внутренних дел, КНБ и Генеральной прокуратуры.
— Я дал указание тщательно изучить обстоятельства и причины произошедшего, – сказал президент Казахстана. – После этого будут приняты соответствующие меры. Поручаю правительству взять на контроль все вопросы оказания помощи и поддержки семьям погибших.
…Пока никаких подробностей об обстоятельствах задержания Владислава Челаха не сообщается. Известно только, что его нашли в горах Алматинской области, возле казахстанско-китайской границы. По официальной информации, у пограничника при себе был пистолет. Сейчас он в военной прокуратуре дает показания. Поскольку выжил только Вячеслав, то с большой долей вероятности именно он станет главным подозреваемым по делу о гибели пограничников.
По крайней мере сегодня министр МВД Казахстана Калмуханбет Касымов уже сообщил, что версия о «внутреннем конфликте» считается наиболее верной.
«Он задержан с оружием командира, в тот день он был дежурным, он все это подробно объясняет. Его все показания сейчас проверяются. Его задержали на зимовке. Там его обнаружили наши наряды, которые искали и нашли пограничника. Следствие идет, насчет психического состояния все будем проверять, назначим экспертизу. У нас еще не все экспертизы готовы, которые мы назначили. (…) Я так думаю, что версия о том, что это было связано с внутренним вопросом, подтвердится».
Владислав Челах учился в карагандинской школе №54, в 2009 году закончил там 9 классов. Затем стал учащимся профлицея №21, получил специальность «помощник машиниста 3-го разряда». В армию его призвали 23 ноября 2011 года.
Среди погибших на посту «Арканкенгер» был еще один житель нашей области – Нурлан Мукашев из Балхаша. Местные власти сейчас оказывают помощь семье в организации похорон. Кроме того чиновники и депутаты решили перечислить родным убитого пограничника свой однодневный заработок.
Читайте также:
Стали известны имена погибших на заставе «Арканкерген»
Глава МВД назвал официальную версию обнаружения выжившего пограничника
По факту убийства егеря Руслана Кима возбуждено уголовное дело
Нашелся уцелевший пограничник с уничтоженной казахстанской заставы