Об этом сообщает Интерфакс-Казахстан.
"(…) вне сферы экологического мониторинга в казахстанском секторе Каспийского моря в настоящее время остается сам объект экологической защиты — биоресурсы Каспийского моря. А ведь именно состояние и численность ценных рыб и тюленей — это главный показатель и индикатор экологической безопасности нефтяных операций.
Без этого существенного элемента, на наш взгляд, экологический мониторинг, вне зависимости от того, кто его осуществляет — далек от международных стандартов. И очень важно, чтобы именно этот элемент мониторинга осуществлялся государством, так как по его результатам можно судить о качестве всех других элементов экологического мониторинга", — отмечается в депутатском запросе.
По данным Е.Нигматулина, в настоящее время проведение экологического мониторинга на Каспии возложено на ТОО "Казахский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" (КазНИИРХ), являющийся единственной в Казахстане научно-исследовательской организацией в области рыбного хозяйства полностью аффилированной с государством. "Но качество этого мониторинга, мягко говоря, оставляет желать лучшего", — подчеркивается в запросе.
По данным парламентария, КазНИИРХ не имеет судов морского класса, а осуществляет эту работу с помощью единственного имеющегося на балансе морально и физически устаревшего теплохода "Гербильский", который, к тому же, изначально был приспособлен только для речного и прибрежного плавания.
Для сравнения в запросе отмечается, что федеральное государственное унитарное предприятие "Каспийский НИИ рыбного хозяйства" (Астрахань), которое представляет российскую сторону с меньшей по сравнению с Казахстаном акваторией моря, имеет 4 судна морского класса и 15 судов озерно-речного класса.
Депутат попросил К.Масимова поддержки в вопросе приобретения для КазНИИРХ современного специализированного судна для полномасштабного выполнения экологического мониторинга на Каспийском море. По оценкам парламентария, стоимость такого судна предварительно оценивается в размере до $10 млн, включая проектные работы и разработку технического задания. Постройку судна возможно провести на территории РФ через казахстанское предприятие АО "Уральский завод "Зенит", отмечается в запросе.
"Наличие у КазНИИРХ судна морского класса, на наш взгляд, позволит осуществлять весь спектр работ на Каспийском море и защищать интересы государства в вопросах рыбного хозяйства и качества среды обитания рыб", — подчеркивается в запросе.
Под запросом Е.Нигматулина подписались 9 его коллег.