В спектакле — всего два действующих лица: мистер Грин 86-и лет (народный артист РК Юрий Померанцев) и Росс Гардинер 29-и лет (актер Антон Митнёв).
Так и хочется написать, открывается занавес, но занавеса нет.
Входя в зал, мы сразу попадаем в неухоженную квартиру на улице Манхэттэна очень старого человека… Как указывает автор пьесы, все загромождено. Повсюду валяются старые телефонные справочники, газеты, груды писем, среди прочего — давно увядший букет цветов. Такое ощущение, что с 50-х годов для этого жилища ничего не покупалось, и ни единого предмета с той поры не выбрасывалось.
Вот тут-то и начинается история взаимоотношений нашего мистера Грина и молодого человека.
Пьеса Барона – о двух очень разных по своему одиноких людях, которые хотя и с трудом, но находят общий язык друг с другом, становятся друзьями. У каждого из них, как говорится, свой «скелет в шкафу». Мистер Грин много лет назад устроил по еврейскому обычаю «Шиву» (похороны) своей живой дочери за то, что она вышла замуж за «не еврея», и с тех пор как будто не хочет о ней слышать. Молодой Росс – гей.
Я очень ждала появления на сцене одного из наших, пожалуй, самых знаменитых казахстанских актеров – Юрия Борисовича Померанцева, и не обманулась в своих ожиданиях.
Постановка этой пьесы – событие, знаменательное вдвойне, так как произошло оно накануне 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а Юрий Борисович, как известно, участник войны.
10 лет назад он потрясающе интересно рассказал мне о своем участие в войне, и его воспоминания опубликованы в нашей с Л.Ю.Гиршем книге «Сквозь пламя» войны».
Померанцев в пьесе играет одинокого старика с нелегким характером, потерявшего жену, который не живет, а доживает оставшиеся ему дни. Молодого человека в своей квартире он встречает в штыки и проходит довольно долгое время, пока они находят общий язык друг с другом.
Молодой Росс в исполнении актера Антона Митнёва нам симпатичен с первого взгляда. Он человечен, в нем есть какой-то надежный стержень, он готов помочь старому человеку, у которого оказался в квартире лишь по стечению обстоятельств.
Пьеса американского автора поставлена тонко, тактично, вдумчиво, режиссерская работа, на мой взгляд, очень хорошая.
Если говорить об оформлении, мне понравился камин (находка режиссера и художника-постановщика спектакля, засл. деятеля РК, лауреата Госпремии РК Владимира Кужеля), «загоревшийся» во втором действии и словно показывающий, что в тусклой жизни нашего героя появился свет.
Актер С.Попов хорошо известен театралам Алматы как режиссер. Он поставил ряд спектаклей в Немецком театре, в ТЮЗе. Других городах Казахстана. С успехом на Малой сцене театра Лермонтова идет его спектакль «Чего хочет женщзина».
Сергей Николаевич мне рассказал, что они работали над постановкой довольно долго, рассматривалось множество вариантов. Игра Померанцева, например, в первом действии, может проходить как в драматическом, так и в ироническом ключе, и на генеральной репетиции, на которой я побывала, наш мэтр попробовал «драматический ключ», что было хорошо, хотя любопытно было бы посмотреть и вариант с иронией. Режиссер говорит, что ирония в спектакле нужна, как проявление воздуха.
Признаюсь, я ахнула, прочитав пьесу. Как известно, в Америке, да и в Европе уже давно с пеной у рта доказывают, что «геи тоже люди» и к ним надо относиться толерантно. Не хватало только и нам посвятить этой теме целый спектакль! Но к счастью, режиссер здесь выбрал наилучший вариант. Он удачно обошел «подводный камень» в целом интересной и актуальной пьесы. Проблема называется, но не муссируется. Главное здесь, что все мы люди и должны внимательно относиться друг к другу. Увы, в последнее время мы стали жестче, эгоистичнее, думаем только о себе, порою не замечаем беды находящегося рядом с тобой человека, забываем, что все мы – странники на нашей загадочной земле и нам надо если не любить, то хотя бы уважительно относиться друг к другу. «Два одиноких человека могут подставить друг другу плечо», — прокомментировал режиссер главную идею своего спектакля.
Думаю, надо сказать Сергею Попову отдельное спасибо и за то, что он поставил свой спектакль специально для мэтра нашей сцены и своего учителя Юрия Борисовича. В 92 года сыграть главную роль – это что-то! Но на то он и Юрий Борисович, когда-то «Наш милый доктор». Кстати, я вычитала в Интернете, что 70 лет назад, будучи начинающим актером ТЮЗа, Померанцев играл в массовых сценах фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, который, как известно, снимался в Алма-Ате.
Сергей Николаевич рассказал мне, что постановке его пьесы сопутствовали и некоторые просто «мистические события». Накануне сдачи спектакля в Алматы из Вышнего Волочка Тверской области приехал режиссер, с которым он много и успешно работал в Талдыкоргане – руководитель когда-то знаменитой в нашем городе театральной студии «Галерка» Анатолий Степанович Тарасов. Приехал на 50-летний юбилей своего детища «Галерки», и конечно же Попов пригласил его на спектакль.
— Это какое-то чудо, – сказал мне Сергей. – Я и представить себе не мог, что Тарасов будет сидеть на первом ряду и смотреть мой спектакль.
В общем, ждем премьеру.