Как отметил председатель наблюдательного совета хлопковой компании ТОО «Корпорация НИМЭКС» Нурлан Каныбеков, сегодня в сфере выращивания и переработки хлопка работает более 1 тысячи различных предприятий и хозяйств, в которых занято около 1 млн. человек. Рынок казахстанского хлопка составляет более $250 млн. Казахстанские трейдеры успешно торгуют на внешних рынках не только отечественной продукцией, но и хлопком, выращенным в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Поэтому руководство предприятий ЮКО, где выращивается эта культура, надеялось, что закон «О хлопке» отразит и социальную сторону проблемы. Однако, после анализа законопроекта специалисты ассоциации этого увидели, заметил Н. Каныбеков.
«Так, в законопроекте указано, что перерабатывающее предприятие может лишь закупать и перерабатывать хлопок, не имея права заниматься сопутствующей деятельностью. При этом Минсельхоз передает самому себе право на введение внешнего управления по заявлению владельца давальческого сырья, без судебного расследования», — сказал Н. Каныбеков. Кроме того, в проекте закона перерабатывающим предприятиям запрещено передавать свое имущество в залог, что не позволит им привлекать банковские займы для модернизации производства, отметил он.
Министерство также берет на себя функцию по увеличению урожайности хлопка, «однако, в расчет не берется то обстоятельство, что в Казахстане нет ученых-хлопкоробов и все методики, весь посевной материал мы берем из Узбекистана, где развита необходимая инфраструктура», — заявил руководитель корпорации НИМЭКС. Благодаря этому, по его словам, в 2004 году в ЮКО было собрано около 470 тыс. тонн хлопка-сырца против 200 тыс. тонн в 1990 году.
«Получается, что работа по созданию хлопкового кластера в ЮКО и по созданию законопроекта «О хлопке» противоречат друг другу», — считает Н. Каныбеков. «В принципе, в Минсельхозе нам так и ответили, сказав, что это два разных проекта», — сообщил он.
По словам руководителя компании, законопроект, предлагаемый Минсельхозом, отбросит развитый рынок хлопка на 10 лет назад, так как структурно он очень похож на закон «О зерне» 1995 года.