По данным исследований, проводимых государственными и негосударственными организациями, в Казахстане в наибольшей степени коррупции подвержены таможенная служба, дорожная полиция, органы внутренних дел, налоговая служба и финансовая полиция. Основными причинами возникновения коррупции считаются отсутствие общественного контроля, низкая заработная плата и несовершенство механизма отбора кадров.
Во время составления пакета рекомендаций эксперты института проанализировали опыт государств, добившихся наилучших успехов в борьбе с коррупцией — Сингапура, Южной Кореи и Малайзии. Главным их выводом, отметил Б. Мухамеджанов, является необходимость системного подхода в борьбе с коррупцией. Так, с одной стороны государство должно ужесточить наказание за совершение коррупционных преступлений, с другой — создавать систему мотивации у государственных служащих не преступать закон. В частности, повышать уровень оплаты их труда, создавать систему социальных благ, обеспечивать справедливый карьерный рост.
Элементы опыта “азиатских драконов” в Казахстане используются, считают эксперты института. Так в стране создано Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Однако в других государствах такие органы подчиняются непосредственно главе государства либо парламенту. Кроме этого, перед ними стоят три равнозначные задачи: борьба с коррупцией, предупреждение и обучение населения, при этом другие правоохранительные органы расследованием коррупционных видов преступлений не занимаются. Таким образом, не допускается дублирование их функций.
По мнению директора бюро правовых исследований Nomus Владимира Каратицкого, также необходимо бороться с коррупцией во всех ее проявлениях. Так, в настоящее время прокуратура практически не занимается борьбой с коррупцией в государственных органах, так как “большая часть взяток вымогается госслужащими у простых граждан”. С точки зрения прокуратуры, сказал В. Каратицкий, в этом случае не затрагиваются государственные интересы, что соответственно, не является сферой деятельности прокуратуры. Таким образом “из поля зрения правоохранительных органов выпадает целый пласт коррупционных видов преступлений”, — сказал он. По мнению В. Каратицкого, все виды коррупционных преступлений необходимо считать преступлениями против государственных интересов.