На этот раз, однако, всё обошлось. Но еще бы чуть-чуть и… и "Елки 1914" стали бы последними для самой удачной русской франшизы. Потому что уж слишком много просчетов. Чересчур много. И, кстати, кормить народ одним и тем же блюдом четыре года, конечно, нехорошо, но резко менять рецепт – ещё хуже. Ведь мы ждем одного – получаем другое. "Повару" за такие "фортели" могут и шею намылить…
Так что же произошло? "В этот раз мы решили немного выйти за рамки формата "Елок, — говорила на пресс-конференции продюсер и режиссер Ольга Харина. – Мы перенесли действие на 100 лет назад, в 1914 год. Нельзя же снимать один и тот же фильм бесконечно!". Да кто бы спорил: конечно, нельзя! Тем более, что франшиза действительно нуждалась в обновлении: не то чтобы от неё все устали, но… Загвоздка лишь в том, что в 1914 началась, как вы помните, Первая мировая война. А "Новый Год на фоне катастрофы" и "беззаботный счастливый Новый Год" это, господа, вещи разные.
И смотрите, что получается. Юный курсант-авиатор (Александр Паль) знакомится с неприступной слушательницей медицинских курсов (Вера Панфилова). Та в шутку назначает ему свидание через год – под рождественской елкой 25 декабря 1914 года. Однако начавшаяся война все меняет: Дума принимает указ о запрете праздника (так как негоже поддерживать немецкие традиции). Парень к тому времени попадет в госпиталь, где наша Таня работает медсестрой. Узнав об отмене елок, Иван дает объявление газету, агитируя народ подписывать петиции против Думского закона: ведь раз нет елки, нет и обещанного свидания. Страна откликается: подписи собираются дружно, всем миром, во всех городах. (Таким образом, эта история с петициями и становится связующим звеном для всех 6-ти новелл "Елок 1914").
И все бы ничего, если бы не война… Представьте: в начале фильма черно-белые кадры военной хроники; место действия – госпиталь, солдаты на костылях, раненые на носилках…И шуточки соответствующие (к счастью, таких не слишком много): например, наши старые знакомые "лыжник" (Александр Домогаров мл.) и сноубордист (Александр Головин) отправляются на фронт добровольцами и не устают хохмить: "А тебе ногу оторвет… А тебе – руку… А тебе глаз выколют… А тебя штыком проткнут"…Новогоднее настроение после всякого такого буквально "зашкаливает".
Да и сама идея с петициями… Когда детдомовская девочка "назначает" в свои отцы Д. А. Медведева, а другая пытается поженить двух влюбленных собак — это, может быть, и глуповато, но наивно и мило. (Во всяком случае, для семейной комедии самое то). Но когда двое голодных детей просят милостыню, потому что у них умирает мама (!), а денег на лекарство нет – то это уже совсем другая история. И бесконечная болтовня о "важности петиций" на этом фоне смотрится просто каким-то бредом.
Правда, тут надо отдать должное продюсерам: они, кажется, и сами догадались, что забрели не туда. Поэтому чисто военным можно назвать только один сюжет, во всех других война отходит на второй план. Есть и такие эпизоды, где она и вовсе почти не ощущается, например, новелла Бориса и Жени (Иван Ургант и Сергей Светлаков). Но и тут не все слава богу: сюжет снимался в Анапе, и в кадре цветет такое знойное лето, что никаких ассоциаций с Новым Годом нет и в помине. А новелла "Медведь"? Снято изумительно (режиссер Юрий Быков), сыграно тоже: крестьянский раздолбай Сенька (Антон Богданов), барин-алкаш (Ян Цапник), Мишка-Степан – ему отдельные аплодисменты. Да вот только сам сюжет до неприличия бородат, вспомните хоть "Особенности национальной охоты".
Кстати, по поводу актеров. Такое впечатление, что именно они фильм и спасают (чего стоит детская актерская пара Софьи Хильковой и Даниила Изотова). Ну и мастерство некоторых режиссеров, конечно, например Александра Карпиловского, способного выжать слезу не только из любого зрителя, но даже, кажется, из пустого зрительского кресла (новелла "Шаляпин", на мой взгляд, лучшая из всех). И тем не менее.
Беда в том, что военная тема вынужденно диктует свою стилистику: шутовства и дурачества стало в разы меньше, ритм замедлился (да и сами новеллы сменяют друг друга уже не так быстро). О беззаботном смехе забудьте, по крайней мере, в первую половину фильма. Поближе к концу "Елки 1914" "разойдутся": появится и привычный драйв, и даже что-то новогоднее наконец-то начнет проклевываться (пусть и с трудом). В общем, провала не случилось, хотя, кажется, все шансы сесть в калошу у продюсеров были. Но провальный или нет, а праздничным фильмом такие "Елки" можно назвать только с очень большой натяжкой. И никакие финальные хороводы с боем курантов этого уже не исправят.
Расписание кинотеатров смотрите на Аfisha.caravan.kz