По словам Т. Квятковской, авиакомпанией “грубо попирается” Конституция РК. В частности, “нарушается статья 1, согласно которой высшая ценность — человек и его жизнь, статья 14, которая запрещает дискриминацию, в том числе по признакам расы, национальности, место жительства и так далее, статья 23, гарантирующая свободу объединения, статья 20 — на получение информации, статья 13 — на право гражданина защищать свои права всеми законными способами”.
По информации депутата в работе авиакомпании отмечается ряд “грубых нарушений”. В частности, “документы, которые “Эйр Астана” представляла на сертификацию, после создания изменены в части структуры и технического обеспечения, что должно повлечь приостановление деятельности компании”.
“Часто происходит нарушение санитарного времени полетов, особенно на разворотных рейсах. Продление санитарного времени допустимо лишь в ограниченных пределах и исключительно с согласия экипажа. Формально это согласие вроде бы имеется, но фактически никто просто возразить не смеет, ибо будет уволен”, — подчеркнула Т. Квятковская. Она пояснила, что “были случаи, когда самолеты отправлялись в рейс без страхового обеспечения”, а также случаи, когда самолеты отправлялись в рейс “сразу после прилета, даже если экипаж заложил в документы технические замечания по самолету по итогам полета”.
Депутат считает, что “происходит это по единственной причине — не упустить прибыль, выгоду, а соображения безопасности отодвигаются на десятый план”.
Кроме того, Т. Квятковская отмечает признаки дискриминации в части найма сотрудников авиакомпании. “Господин Ллойд Пакстон нанимает на работу иностранных летчиков, когда свои опытные пилоты уходят работать в Россию и другие страны. При этом зарплата казахстанских летчиков — порядка тысячи долларов, а иностранцам платят в восемь, десять раз больше”, — заявила Т. Квятковская.
“Мы не можем получить информацию о том, имеет ли авиакомпания квоту от министерства труда по найму иностранных кадров, какой предел этой квоты, и какова ее структура. Может ли так быть — в национальном перевозчике, резиденте республики Казахстан, что весь руководящий состав — иностранцы, при чем все не владеющие ни государственным, ни официальным языком нашей страны”.
Помимо этого, по информации Т. Квятковской, “за последние 3-4 месяца компания потеряла около 60% бортпроводников”. Депутат пояснила, что часть уволена, часть уволились самостоятельно. “Уволены даже инструкторы бортпроводников. Формально — по истечению срока контракта, фактически — за членство в профсоюзе и разъяснение подчиненным их прав”. “Все эти и ряд других тревожных фактов наводят нас на мысль, что политика руководства компании нацелены на полное уничтожение ни только конкурентных авиаперевозчиков, но и на полное уничтожение рынка труда для казахстанских авиаторов. Что касается технической безопасности работы компании, здесь давно нужна серьезная комиссия для проверки и устранения целого букета нарушений, ставящих под угрозу жизнь людей”, — заявила Т. Квятковская.
В связи с этим, депутат, от имени совета профсоюзов ЗАО “Эйр Астана” просит президента РК поручить соответствующим госорганам призвать господина Пакстона к выполнению Конституции и законов.