Ведь по сути весь успех франшизы обязан почти оригинальной идее Сюзанн Коллинз, согласно которой несколько участников должны были сражаться на арене не на жизнь, а на смерть до победы одного единственного счастливчика. Поэтому тем более удивительно, что в своем новом пришествии “Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1” собственно сами игры полностью отсутствуют, а интерес зрителей к войне за свободу в постапокалиптическом мире создатели явно переоценили. Поэтому что уж и говорить, что без сильной интригующей и местами захватывающей второй половины “Голодные игры” абсолютно скучны, предсказуемы и мелки.
И этот факт сводит на нет все прочие достоинства: шикарный дизайн, великолепную графику, сильную операторскую работу и даже актуальность происходящего. Да-да, “Голодные игры” стали первым фильмом из адаптаций подростковых произведений, не побоявшимся стать более серьезным, мрачным и злободневным. Это вам не “Сумерки” с их неправдоподобными страстями. В “Сойке-пересмешнице” все строится вокруг медленного становления Китнисс Эвердин символом сопротивления засекреченного 13-го округа, который готовит войну против Капитолия. Главным же оружием становится пропаганда, в которой Дженнифер Лоуренс искусно играет посредственную актрису.
Когда как не сегодня информационная война на экране столь ярко отражает происходящее в мире! Науськивание, ложь, промывание мозгов – все это несомненно важно показывать подросткам, чтобы учить их смотреть на мир не столь однозначно. Однако одного посыла фильмам никогда не хватало, и на удивление первая половина “Сойки-пересмешницы” оказывается такой же медлительной как и вторая. Монотонные разговоры переместились из ярких красивых помещений Капитолия в серые непримечательные камеры 13-го округа, еще и расположенного ко всем прочим радостям под землей. Воздушные разноцветные наряды были заменены на однотонные балахоны. Шоу превратились в унылые совещания и съемки пропагандистских роликов в железных клетках. А игры променяли на быстрые, практически моментально заканчивающиеся экшен сцены. Так что зрителям остается только дружно вздохнуть с героиней Элизабет Бэнкс о былых временах.
Стоит правда отдать должное Фрэнсису Лоуренсу, который вывел франшизу действительно на новый уровень. Его режиссерские решения, понимание как правильно интриговать зрителя, манипулировать им, а когда вовремя подсовывать бои делает просмотр достаточно быстрым и безболезненным.
Игра актеров тоже впечатляет. Дженнифер Лоуренс кажется с каждым фильмом блистает все ярче. То, как она преподносит свои фразы, как мастерски справляется с очень сложными актерскими задачами и умудряется ни разу не переиграть, поражает. Она делает Китнисс намного более близкой и понятной каждому, кто хочет хоть чем-то быть на нее похожим.
Печально наблюдать на экране Филипа Сеймура Хоффмана, тем более что роль не дает ему показать все его безграничные актерские способности. Правдоподобна в виде президента Джулианна Мур, хотя у нее в глазах опять то и дело мелькают безумные огоньки. Вуди Харрельсон появляется для дружеских объятий и подшучиваний. Стэнли Туччи пару раз блистает фиолетовой прической. Но больше всего поражает почти полное отсутствие на экране Лиама Хемсворта и Джоша Хатчерсона, которому тем не менее в отличие от первого достается хоть несколько эмоциональных сцен.
Откровенно говоря, все действие с воспоминаниями, предысторией и всяческими ссылками на первые две части донельзя напоминает поминки по Голодным играм. По их блеску, по их опасности, по кипевшим страстям. Бюджет вроде подняли, а создается ощущение, что сильно урезали. На протяжении двух часов ведутся разговоры о войне, о смертях, о жертвах, а показываются в большинстве случаев только последствия. “Голодные игры” стали масштабнее на словах, а на деле в объеме уменьшились и как бы скукожились. А если еще точнее, перестали быть событием, которое стоит смотреть на большом экране. На этот раз это маленький, почти телевизионный фильм с исключительными производственными ценностями и громким посылом, но без всякого экшена и блеска.