"Причин для этого две — личная и общественная… В последние годы я достаточно резко критиковал Голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда, мне кажется просто нелепым", — говорится в письме.
С другой стороны, по мнению Кончаловского, премия Оскар сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов. "Она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт, — считает режиссер. — Сама формулировка категории "лучший фильм на иностранном языке" — должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании".
Кончаловский получил "Серебряного льва" на Венецианском кинофестивале
По словам Кончаловского, в современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. И режиссер не исключает, что в будущем может быть создана мировая кинопремия, где в отдельную категорию будет выделен "фильм на английском языке".
"В связи с вышесказанным, прошу Вас исключить "Белые ночи" из списка обсуждаемых фильмов", — резюмирует Кончаловский.
Картина "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" продолжает серию работ о русской деревне, начатую Кончаловским в 1967 году картиной "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" и продолженную в 1994 году фильмом "Курочка ряба". Войдя в конкурсную программу 71-го Венецианского кинофестиваля, фильм получил главный режиссёрский приз "Серебряный лев".