В медиасреде обсуждается то, что площадки не следят за качеством товаров, избегают уплаты налогов, собирают данные пользователей без их согласия. Какие методы регуляции иностранных маркетплейсов действуют в разных странах, разобралась редакция медиапортала Caravan.kz.
Узбекистан
Национальное агентство перспективных проектов и налоговый комитет страны объявили, что на территории страны платформу Temu заблокируют, и порекомендовали гражданам не размещать новые заказы, а старые аннулировать и вернуть деньги.
А причина оказалась в том, что Temu нарушила законодательство Узбекистана в сфере электронной коммерции: в декабре прошлого года вышло постановление, требующее, чтобы все иностранные онлайн-платформы зарегистрировали юридическое лицо в стране. А с 1 июля 2025 года добавят еще и требование включения в реестр субъектов электронной коммерции. Таким образом, не только Temu, но и AliExpress, Amazon, Ozon, Netflix, Spotify, Booking.com и Airbnb должны будут платить налоги в Узбекистане.
Второй причиной запрета маркетплейса в Узбекистане стало качество товаров. Не считая неоднократных жалоб покупателей, есть и проверенная информация. Например, британские журналисты выяснили, что многие товары на Temu содержат опасные уровни вредных веществ, таких как свинец, сурьма и кадмий.
Информации о блокировках остальных иностранных сайтов не появилось, из чего можно предположить, что компании выполнили или согласились в ближайшее время выполнить требования, чтобы остаться на рынке.
Индонезия
В прошлом октябре власти Индонезии обратились к Google и потребовали заблокировать Temu из-за угрозы бизнесу. Кроме того, Индонезия заявила, что запретит любые инвестиции Temu в местную электронную коммерцию. С таким же запретом вскоре столкнулся и китайский сервис Shein.
В стране в целом активно защищают интересы местных компаний, например, ещё раньше, в 2023 году власти наложили запрет на использование социальных сетей в качестве платформы для реализации товаров. Это случилось после того, как президент Джоко Видодо высказался о том, что конкуренция в социальных сетях негативно отражается на продажах предприятий в Индонезии.
Индия
В Индии от иностранных маркетплейсов требуют создавать партнерства с местными компаниями и платить налоги. Антимонопольная комиссия в стране ещё в 2019 году начала разбираться с явными нарушениями. Тогда выяснилось, что у американской торговой площадки Delhi Vyapar Mahasangh были компании, которым те явно отдавали предпочтение и выделяли различные преференции. Например, товары Xiaomi, Samsung, Motorola и некоторых других компаний всегда первыми попадались в поиске, чаще рекламировались, доставлялись быстрее. После проверили и других, у Amazon таких «любимцев» набралось шесть, а у Flipkart — 33.
Вьетнам
В декабре прошлого года во Вьетнаме приостановили работу Temu. Он начал работать на территории Вьетнама и даже подал заявку на регистрацию, но при этом компания не успела пройти процедуру до конца. В министерстве торговли объявили о своём решении приостановить деятельность сервиса до завершения процесса. Требование о регистрации выдвинули из-за того, что власти обеспокоились тем, что низкие цены и скидки снижают конкуренцию и угрожают местному бизнесу. Отмечалось, что площадка становится всё более популярной за счёт агрессивной рекламы в социальных сетях — у нее был слоган: «Покупай как миллиардер».
Ещё одной причиной, опять же, стали сомнения в качестве продукции: речь шла как о контрафакте, так и о товарах из опасных материалов.
Что в этой ситуации делать Казахстану?
Некоторые эксперты уже предлагают обратить внимание на опыт других стран, например, Индии, и ввести обязательства по коллаборации с казахстанскими площадками и производителями. Также звучат предложения снизить, либо обнулить параметры беспошлинной торговли, если это касается иностранных торговых сетей. Это связано с тем, что депутатов беспокоит обход налогообложения импорта. Как мы уже писали, они считают, что, если ничего не делать, то с учётом увеличения объёмов торговли всё это приведёт к вытеснению казахстанских предприятий и потере рабочих мест.