Как предсказать будущее Казахстана по длине юбок и цвету помады - Караван
  • $ 529.7
  • 545.96
0 °C
Алматы
2025 Год
16 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как предсказать будущее Казахстана по длине юбок и цвету помады

Как предсказать будущее Казахстана по длине юбок и цвету помады

У грядущих финансовых или политических кризисов есть сотни маленьких признаков, которые нередко упускают даже маститые аналитики.

  • 16 Января
  • 3704
Изображение сгенерировано нейросетью

Но, оказывается, женщины в большинстве своем чувствуют тяжелые времена безошибочно, и по тому, какая одежда сейчас в моде и какая косметика становится востребованной, можно сделать довольно точный прогноз недалекого будущего. Что же нам пророчит мода 2025-го? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Модный бунт, бессмысленный и беспощадный

Результаты данного исследования начинались, как забавные статьи для женских журналов. Колумнисты, изучающие историю моды, стали находить любопытные закономерности между яркими политическими событиями, колебаниями на бирже и резкими изменениями спроса на женскую одежду и косметику. Со статистикой продаж у модных журналов проблем не было никогда. Кутюрье всегда изучали резко возникающий ажиотаж вокруг того или иного фасона. Долгое время оставалось загадкой, почему это в определенный момент почти все дамы вдруг начинают носить вещи, которые идут не всем или выглядят странно.

Например, в 80-е девушки почему-то стали сходить с ума по курточкам с широкими плечами, многим портящими фигуру, пышным прическам с обилием лака, после которого волосы выпадали клоками, и яркому макияжу, накидывавшему его обладательнице как минимум лет десять.

Ответ был дан только в 2001 году, когда этот феномен стали подробно изучать. В США этот период вошел в историю, как начало экономической рецессии. Банки не могли выплачивать дивиденды по депозитам в прежнем объёме, что отразилось на благосостоянии среднего класса. Многие социальные проекты были заморожены или их бюджеты сокращены. Это стало проблемой для граждан победнее. И страх перед будущим девушки стали прятать за агрессивным макияжем и неженственной одеждой.

Это было еще своего рода бунтом, в духе «назло маме уши отморожу». Дескать, раз государству на меня плевать, то буду ходить вот такая, безвкусная и неженственная.

Но самое интересное в этой истории то, что мода на такое началась примерно за полгода до первых признаков кризиса.

В СССР она тоже прижилась, потому что грядущая перестройка готовилась сокрушить стабильный мир сытого застоя.

В 90-е мода раскололась надвое. На постсоветском пространстве и в странах бывшего соцлагеря трендом стала агрессивная, вульгарная сексуальность, а на Западе, наоборот, ценился строгий, деловой стиль. Изображение сгенерировано нейросетью.

А вот в 90-е вышло с точностью наоборот. В США тогда в моде был деловой стиль, подчеркивающий хрупкую женскую фигуру. Минимум макияжа и одежда сдержанных тонов. Даже эпатажная поп-дива Мадонна отказалась от остроконечных кожаных бюстгальтеров и сценических костюмов в БДСМ-стиле в пользу темных платьев и жакетов.

На постсоветском же пространстве в моде были яркие лосины, мини-юбки, не прикрывающие толком белье, топики не шире ладони, не оставляющие никакого простора для фантазии. Но такой прикид носили в основном те девушки, чьи родители не смогли вписаться в мир дикого капитализма. Более удачливые в финансовом плане щеголяли в скромных костюмах и белых блузках, точно, как их сверстницы на Западе.

В более консервативных районах девушки облачались в спортивные костюмы и турецкие свитера, но и тут они старались выбирать вещи вырвиглазных тонов.

Дело в том, что в США 90-е зовутся «тучными». Программа Билла Клинтона «Нефть в обмен на продовольствие» обогатила не одну американскую семью. Суть программы в том, чтобы не покупать черное золото на осколках СССР, а выменивать его на лежалый ширпортреб, который в Америке уже девать некуда. Так наши прилавки забили маргарин «Рама», химозные «Юпи» и «Инвайты» и прочая отрава, только при мыслях о которой сейчас начинает ныть поджелудочная.

Поколение потерянное, зато стильное

Первым всерьез изучать феномен резких скачков женской моды накануне мировых кризисов и потрясений стал американский экономист Джордж Тейлор в 1926 году.

Он стал руководителем группы в Уортонской школе бизнеса, где пытались понять, почему это женщины так быстро выпрыгнули из платьев под горло, юбок в пол и корсетов и облачились в полупрозрачные туники, не достающие до колен. Некоторые модницы даже не надевали бюстгальтер или нижнюю сорочку под платье из тонкого шелка. После консервативных нравов, когда женщина сгорала от стыда, если задравшаяся юбка открывала лодыжку, это было просто шокирующе.

Сначала исследование шло немного не туда. Ученые пытались найти закономерность в росте благосостояния. Будто бы так дамы демонстрировали свой достаток. В коротком платье лучше видно дорогие чулки, ухоженную кожу, на которую потребовались лосьоны и дюжины баночек крема, благородный загар с престижного курорта.

Тем не менее эти домыслы разбивались о реальность. В коротких платьишках щеголяли не только светские львицы, но совсем небогатые девушки, которые не могли похвастать ни кожей без прыщей, ни загаром из Монако.

Но ответ пришел через три года, когда грянула Великая депрессия. На откровенную моду повлияло сразу несколько факторов. Сначала по миру прокатилась Первая мировая война. Она сокрушила многие империи и перекроила политическую карту. Потом пришла пандемия испанского гриппа. Люди того времени, как и мы в ковид месяцами сидели дома и читали страницы некрологов в газетах. Ревущие 20-е стали небольшой передышкой между двумя войнами, коротким отдыхом от пандемии и возможностью хоть немного порадоваться жизни перед финансовым кризисом.

После скромных и пуританских платьев начала ХХ века откровенная мода ревущих 20-х, с обилием роскоши, стала вызовом морали. Изображение сгенерировано нейросетью.

Женщины будто бы считали, что грядет нечто страшное. Они плюнули на мораль и этику. Именно тогда и стало допустимо приличной даме курить папиросы, хлестать неразбавленный виски и не ограничивать себя в любовных интрижках. Собирательный образ дамы -символа той эпохи, прекрасно воплощен Мерилин Монро, особенно в ленте «В джазе только девушки».

Из более свежих примеров тотального обнажения можно вспомнить 60-е. Тогда даже в консервативном СССР мини-юбки не были редкостью, а в США и Европе модницы облачались в коротенькие кукольные платья, не скрывающие почти ничего. Так дамы реагировали на угрозу ядерной войны. Перед Карибским кризисом о перспективах превратиться в радиоактивный пепел вещали из каждого утюга.

Дорогие средства ухода, шелковые чулки, длинные нитки жемчуга, шляпки с перьями, кольца с бриллиантами и вся та атрибутика ревущих 20-х, которую мы знаем по фильмам вроде «Великого Гэтсби», появились не как причина, а как следствие. Дамы попросту не стали ограничивать себя в таких удовольствиях. То есть решили: раз неизвестно, как сложится жизнь лет через пять-десять, так почему бы не порадовать себя прямо сейчас?

Это явление было изучено осенью 2001 года, и сразу несколько крупных социологов посвятили ему ряд работ.

Производитель косметики Леонард Лаудер в интервью «Нью-Йорк таймс» заявил, что после трагедии 11-го сентября продажи помады его фирмы выросли в разы, причем дамы стали покупать самую дорогую продукцию. Статья вышла под заголовком «Эффект губной помады». Сейчас это выражение стало вполне научным термином в экономике.

Позже отчеты о продажах опубликовало руководство «Мери Кэй». Выяснилось, что продажи выросли и там. И вообще уже в первую неделю после теракта дамы стали покупать дорогие духи, уходовую косметику и в первую очередь помаду. Известна история девушки-сетевика из США, которая несколько лет зарабатывала по 100-200 долларов в месяц, предлагая подругам заказать что-то по каталогам, но к началу октября ей удалось приобрести новенький автомобиль премиум-класса.

Социолог Дон Кембертон в статье, подготовленной для журнала «Экономист», считает, что востребованность дорогой помады в сложные времена обусловлена в первую очередь тем, что такая косметика дает женщине чувство стабильности и защищенности. Дама не только балует себя недешевой обновкой, но обретает чувство, что в ее жизни не все так плохо, а кроме того, убеждает в этом окружающих. Именно поэтому выбор пал в первую очередь на помаду. Ее хватает надолго, видно всем, на губах остается приятное ощущение, а поправлять макияж нужно несколько раз в день, поэтому тюбик помады будет радовать не только утром, как, скажем, крем для лица.

Резкий рост продаж очень ярких оттенков помады часто случается на фоне политического кризиса. Изображение сгенерировано нейросетью.

Но одна деталь, касающаяся помады, до сих пор не изучена. Статистика продаж показывает, что чем сложнее времена грядут, тем ярче помаду выбирают дамы, причем предпочтение отдается совсем кровавым, почти вампирским оттенкам.

Также до конца не изучен так называемый крокодиловый эффект, но его закономерность доказана. Оказывается, что узор под кожу крокодила входит в моду только в очень сытые времена, когда народ буквально бесится с жиру. С настоящей кожей аллигатора все понятно. Это весьма недешевая в производстве вещь, и щеголять туфельками из шкуры зубастого могут лишь те дамы, у которых с финансами все очень неплохо. Но имитация стоит не дороже обычного дерматина, которым завалены все магазины.

В СССР бум кожи под крокодила наблюдался с конца 70-х до начала 80-х. Тогда чешуйчатыми кошельками или чемоданами могли похвастаться даже пенсионерки. Этот период вошел в историю, как один из самых сытых и безмятежных в Советском Союзе.

Галантерейные изделия под крокодиловую кожу входят в моду во время максимального экономического подъёма страны. Изображение сгенерировано нейросетью.

Еще одним признаком стабильности в обществе стали звериные принты. С середины нулевых леопардовые лосины из стильной вещи превратились в символ безвкусицы. Якобы такое носят только жирные тетки из глубинки. Но хоть одна вещь под леопарда, зебру или далматинца была в гардеробе едва ли не каждой девушки.

А ведь 2007-2008 годы с модой на звериные принты оказались самыми благополучными в новейшей истории Казахстана.

А вот тайна моды на короткие стрижки уже разгадана. Это тоже считается признаком спокойных и стабильных времен. Оказывается, девушки просят в парикмахерской постричь их стильно, но коротко, когда точно знают, что в ближайшее время у них хватит  денег и времени, чтобы поддерживать это великолепие в нужной форме. Ведь прическа, как у Мирей Матье, требует частого визита к парикмахеру, иначе отросшие волосы испортят форму. Плюс ко всему для этого необходимы средства для укладки и куча времени перед зеркалом. Сюда же можно отнести и моду на яркую краску для волос неестественных оттенков, вроде синей или зеленой. Мало того, что хорошая краска этих оттенков стоит недешево и еще нужно найти мастера, который бы это хорошо сделал, так еще отросшие настоящие волосы испортят весь эффект.

В более сложные времена дамы чаще отпускают волосы, или делают «перманент».

Вы полагаете, все это будет носиться?

Теперь на основе всего вышесказанного можно попытаться узнать, что ждет Казахстан уже к весне. Так сказать, устроить нечто среднее между святочным гаданием по длине юбок и более серьезным анализом модных трендов на базе исследований аналитиков.

2025-й уже начался, но определять какие-то критерии по тому, что носят сейчас, еще рановато. Пока моду казахстанкам задают не подиумы, а суровые степные морозы.

Леопардовые лосины прошли путь от стильной вещи до символа безвкусицы. Но их популярность всегда росла в благополучные времена. Изображение сгенерировано нейросетью.

Тем не менее, если глянуть самые популярные у нас покупки на маркетплейсах, можно заметить нечто очень оптимистичное. Оказывается, казахстанские модницы неплохо покупают вещи со звериными принтами. Тут есть и шарфики, и сумочки и нижнее белье под зебру или старого доброго леопарда. Получается, не так уж и плохо мы живем.

А вот весенняя мода уже пугает. В разряде «популярное» все чаще встречаются полупрозрачные кофточки, кружевные топики на тоненьких бретельках, платья с глубокими декольте и юбки с разрезами.  То есть дамы в этом сезоне планируют обнажаться?

У бьюти-блогеров картина тоже грустная, если брать в расчет аналитику. Если верить блогерам, то в тренде весны-лета будет стиль «бохо». Бахрома, рюши, кружева, сложный крой платьев. Все это очень красиво и женственно, но уж больно похоже на то, что было модно в 60-х, накануне Карибского кризиса. Хотя, когда все говорят про «Орешник», превентивный ядерный удар по странам НАТО, возможную ответку США и ЕС, то возвращение стиля, порожденного 70 лет назад противостоянием двух ядерных держав, становится логичным.

Несмотря на утонченный, женственный и хрупкий образ, который пророчат бьюти-блогеры, обувь к этому всему идет грубая и объёмная, вплоть до тяжелых сапог-казаков.

Если основываться на этой же теории, то дамы внутренне готовятся постоять за себя, так что криминальная обстановка грядет не совсем благополучная, хотя и беспредела, как в лихих 90-х, в Казахстане не ожидается.

Еще блогеры сулят моду на длинные волосы и легкую небрежность в прическах, как у хиппи. Если верить этому признаку, то о финансовой стабильности в этом году лучше не мечтать. Чтобы соорудить такое на голове, большинству женщин не нужно ничего, кроме шампуня, да и перед зеркалом долго крутиться не требуется. Хотя это было актуально для 60-х. В наши дни не исключено, что для эффекта небрежности и спутанных волос, наоборот, потребуется дорогой фен и пара часов в ванной.

Что касается помады, то, если верить статистике маркетплейсов, очень дорогую казахстанки с полок не сметают. Первые 10 позиций самых покупаемых стоят не больше 2500 тенге. Значит, катаклизмов и финансовых потрясений нам пока можно не ждать?

Хотя нет! Вторую позицию по продажам занимает очень яркая, кроваво-алая помада.

Радует хоть, что первая позиция досталась помаде нежного розового оттенка.

Немного страшно было рассматривать наборы из помад сразу пяти оттенков. Они тоже оказались в топе продаж. Неужели будущее так туманно, что даже женская интуиция не знает, что нас ждет?

Но, уффф!  Все оттенки в популярных наборах матовые и неярких оттенков. Значит, можно надеяться на спокойную жизнь.

Зато в разделе галантереи есть очень обнадеживающий пункт. Женский кошелек под крокодила занимает третий пункт популярности Значит, шанс на очень сытую жизнь у нас всё-таки есть.

Хрупкость и женственность, обусловленные модными тенденциями весны-лета 2025-го, обещают неспокойные времена, но больших потрясений ждать не стоит. Изображение сгенерировано нейросетью.

Этот прогноз не стоит воспринимать слишком буквально. Советы бьюти-блогеров для казахстанок не абсолютная догма, да и на маркетплейсах закупаются далеко не все. Кроме того, мода капризна и без всяких политических или финансовых кризисов, какая-то вещь может стать безумно популярной вопреки прогнозам. В ревущие 20-е далеко не все дамы облачались в прозрачные платья, и в 90-е не каждая девушка из небогатой семьи напяливала юбку короче ремня или бесформенный костюм «Адидас».

Только один прогноз можно сделать с вероятностью 100 %, который точно всех обрадует.

Всего через пару месяцев сойдет снег, станет совсем тепло, и на улицы страны, скинув тяжелые надоевшие пуховики, выйдут тысячи девушек, одетых красиво и стильно.