Фермерам дадут более триллиона тенге: хватит ли этого, чтобы снизить цены на продукты - Караван
  • $ 524.66
  • 550.21
-6 °C
Алматы
2024 Год
18 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Фермерам дадут более триллиона тенге: хватит ли этого, чтобы снизить цены на продукты

Фермерам дадут более триллиона тенге: хватит ли этого, чтобы снизить цены на продукты

Министерство сельского хозяйства хотело получить в бюджете на 2025 год 1,5 трлн тенге. Смогло защитить только 1,2 трлн. Но это достижение.

  • 9 Декабря
  • 7943
Фото - Caravan.kz

Такое мнение в интервью «Каравану» высказал вице-министр сельского хозяйства РК Азат Султанов

— Добрый день, Азат Сиражиддинович. В этом году Казахстан собрал рекордный урожай хлеба – больше 26 млн тонн. Исторические данные показывают, что это случайность: наша страна находится в зоне рискованного земледелия, поэтому урожайность скачет. В этом году было 16 центнеров с га, в прошлом – 11 центнеров. При этом последний год министерство говорит, что вы намерены довести урожайность до 20 центнеров с га. Как вы намерены это сделать?

— За счет дешевых кредитов. Мы намерены создать систему, при которой фермерам не надо будет не ломать голову, где найти деньги.

В этом году введен новый объём и механизм кредитования. Если мы раньше под 5 % на весенне-полевые работы отдавали 140 млрд тенге, то в этом году привлекли 580 млрд. Они под чистые 5 % и без всякого субсидирования.

С января пойдут 140 млрд по программе «Кендала-1». На проведение весенне-полевых работ следующего года пойдет 600 млрд тенге. Это рекорд. Никогда такого не было. Таким образом мы хотим немного нивелировать цены кредитов. Мы хотим нивелировать недополучение прибыли низкой процентной ставкой по кредитам.

— Сколько вы запрашивали денег, и сколько министерству в итоге дали?

— На кредитование 2025 года мы просили 1,5 трлн тенге. Получили 900 млрд. В том числе 700 млрд — это кредитование весенне-полевых работ и 200 млрд – программа льготного лизинга.

На субсидирование — 180 млрд – пока дали 10 млрд тенге. Всё на субсидирование переработки сахарной свеклы.

Мы намерены поднимать производительность за счет дешевых кредитов. Почему мы бьемся за эти 1,5 трлн? С чем сталкивается сейчас фермер? Сначала ему надо обеспечить заработную плату для работников. Второе – отремонтировать технику. Третье – купить ГСМ. Четвертое – купить пестициды и гербициды. Ни о каких удобрениях он думать не будет, потому денег на это у него уже нет.

— Что это дает?

— Когда мы обеспечиваем крестьян деньгами, то даем им возможность соблюдать агротехнологию.

Научно обоснованная потребность в удобрениях для всех земель Казахстана — 3,2 млн тонн. По итогам 2024 года фермеры приобрели 1,2 млн тонн. Средний и мелкий фермер об удобрениях даже и не мечтает. Их могут купить только крупные хозяйства. На гектар надо минимум 120 кг, но вносят их только на пары.

Все хотят хорошие семена. Но из-за безденежья фермер сеет своим же прошлогодним урожаем. Это может быть уже и пятая, и седьмая репродукция. Тогда как по технологии надо сеять не старше третьей репродукции. Надо покупать элиту и суперэлиту. Денег нет. Поэтому фермер делает минимально необходимое и дальше надеется только на погоду. Соберет свои 10 центнеров — и рад, что выжил.

Нужны хорошие семена — вот тебе льготный кредит. Техника нужна – вот на тебе инвестсубсидии: 30 % от цены на технику мы возвращаем и под 5 % — льготный лизинг. В этом году мы дали кредиты под 5 %, и они пошли покупать удобрения. У нас есть отчетность акиматов. Они пошли покупать качественные семена. Доля элиты увеличилась. И все мы это видим.

Когда такие условия были? Только тогда мы увидим результат. Субсидии за удобрения мы начали авансом давать. Не фермеру, а заводу. Сейчас начался дефицит на субсидии, потому что за ними бегает сам завод, а не фермер. Крестьянина не душит завод: мне деньги не поступили, их вернешь ты мне. Теперь завод сидит и ждет, когда государство заплатит ему эти субсидии. Хоть за что-то у земледельца голова не болит. Он только свои 40 % заплатил, и то за счет льготного кредита. Мы уже за акиматов довели.

— Есть мнение, что Казахстану не надо производить столько зерна. Вы рассматриваете диверсификацию в зерносеющих регионах?

— Если мы обеспечим крестьян качественными удобрениями, обеспечим отечественной техникой через доступный лизинг, то мы сможем отойти от монокультуры – пшеницы. Это даст людям возможность выбирать, что им выращивать. У нас будут сажать чечевицу, горох, нут. Это очень хорошие накопители азота и очень хороший экспортный товар. Чечевицу у нас турки забирают. Единственно, там нужны другая сеялка и другая жатка, которая может работать с низкорослой чечевицей. Мы готовы им дать лизинг. Это те же масличные – соя, рапс, подсолнечник, сафлор, горчица.

Сейчас очень здорово проходит отказ от монокультуры. Северный Казахстан довел площади под масличные культуры до 1 млн га. Костанай сильно работает. Отстает только Акмолинская область. В этом году они план не выполнили.

У нас, к сожалению, мало кто занимается кормовыми культурами. По овсу очень хороший сбыт – у нас коневодство очень хорошо развивается и за овсом очень стоит.

В этом году мы приняли план по увеличению объёмов производства в два раза, что возможно за счет внедрения современных агротехнологий, обеспечения финансовыми ресурсами. Мы видим на конце увеличение урожайности.

Мы планируем довести урожайность до 20 центнеров с га. За счет этого мы будем снижать стоимость производства зерна.

В этом году урожайность была 16 центнеров и цена на рынке – 65 тысяч тенге. Это уровень рентабельности. При урожае до 20 центнеров эта цена для фермера будет очень комфортной.

Для птицеводов корм по 65 тенге за кило – очень комфортная цена. Так же, как и для мукомолов. Снижение затрат снижает себестоимость товара. Таким образом, мы видим мультипликативный эффект, когда и фермеры будут зарабатывать, и переработчики, и птицеводы.

Точно так же и по семечке для жировиков. Развивая растениеводство, мы будем развивать и другие смежные отрасли.

— Масличные культуры быстро обедняют почву. Поэтому нужен постоянный контроль за состоянием почвы. Эту работу делают агрономы. Есть они сейчас на селе?

— Агрономы в акиматах заняты больше бумажной работой. Поэтому у нас больше надежды на консультантов в компаниях-поставщиках семян, удобрений и пестицидов. По сути, там работают и наши бывшие госслужащие, и ученые. В целом они дают очень хорошую консультацию.

— Вы считаете, что можно надеяться на продавцов удобрений и семян?

— Пока мы работаем во взаимодействии с ними. Вы посмотрите жизненный путь современного фермера. Хорошо, если это бывший председатель совхоза. Рядом с ним сеются бывший зоотехник, участковый, электрик. Они смотрят, как делает сосед, и учатся.

Конечно, знаний не хватает. Мы в свое время вводили систему распространения знаний, чтобы перейти от ненужных семинаров. Затем перевели это в электронный формат. Сейчас эту работу – обучение – мы делаем совместно с блогерами, которые распространяют агрономические знания в ТикТоке. Пока так.

Мы проводим Дни поля. Фермер пока своими руками не пощупает, он не поверит ничему.

Следующая наша задача — подготовка качественных кадров, чтобы молодые агрономы, ветеринары и зоотехники ехали на село.