Казахстан предупреждал: когда вода будет стоить по доллару за каплю? - Караван
  • $ 495.95
  • 524.37
+7 °C
Алматы
2024 Год
18 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстан предупреждал: когда вода будет стоить по доллару за каплю?

Казахстан предупреждал: когда вода будет стоить по доллару за каплю?

Заграница обещает решить водные проблемы Казахстана. Но только после того, как решит свои.

  • 18 Ноября
  • 1601
Фото - Caravan.kz

Сенсация грянула в первый же день Всемирного климатического саммита в Баку в начале недели. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Франции Эммануэль Макрон, глава Всемирного банка Аджай Банга и премьер-министр Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман предложили провести в Эр-Рияде конференцию «Единая вода». В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Ее запланировали на 3 декабря. Возможно, это последний шанс о чем-то договориться.

Еще вчера все государства практически в одиночку боролись с засухами и наводнениями. На ликвидацию последствий улетали миллиарды долларов, евро, тенге, юаней… В уходящем году засухи и паводки ударили по европейским и азиатским странам с особой жестокостью. Конечно, другие государства помогали пострадавшим. Но это были разовые акции. Глава Казахстана предложил создать единый центр по совместной выработке программных инициатив, которые позволят противостоять климатическим угрозам.

«Качество воды ухудшается из-за антропогенного загрязнения, что усугубляет ее дефицит. Большинство населения сейчас сталкивается как с нехваткой, так и с избытком воды. 90 % стихийных бедствий связаны с водой. Ожидается, что к 2030 году спрос на воду увеличится на 50 %, в то время как всеобщий и равный доступ к воде и санитарии еще далек от достижения. Однако водная политика часто остается на заднем плане. Это серьезная проблема, влияющая на сельское хозяйство, продовольствие, строительство, энергетику, здравоохранение, промышленность».

На Казахстан эти беды в последние годы наваливаются с двух сторон: прошлым летом дефицит воды ударил по сельхозпроизводителям. Этой весной под паводки попала половина республики. Ущерб – десятки миллиардов тенге и для фермеров, потерявших урожай, и для граждан, лишившихся единственного жилья. Да, помощь нам оказали несколько международных организаций и государств. Но бюджет республики тоже начал мелеть. Ну, если хотите — усыхать.

Идея Токаева, Макрона, Банги и бин Салмана такая: радикально изменить подход к управлению водными ресурсами путем полной интеграции. Абсолютно открытое международное сотрудничество в области трансграничных вод и пресноводных экосистем, технические решения для доступа к воде (природные решения, инновации, наука, технологии), общая методология водного следа, возможности преодоления глобального дефицита финансирования в секторах водоснабжения и санитарии.

Последний пункт — возможно, самый главный. Сколько всё это будет стоить? И кто оплатит этот банкет?

Зелёная экономика потребует много «зелени». И времени

По мнению казахстанских экологов и экономистов, этот проект потребует колоссальных затрат. Не исключено – триллионы долларов. Потому что придется увязать воедино интересы около сотни государств мира. Начиная от Европы до Южной и Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Африка – отдельная тема.

Как считает казахстанский эколог Галия Мырзабаева: «У нас много договоров и соглашений с Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Россией, Китаем. Но не все из них заработали. Хотя за последние 10-15 лет подписали много документов по разрешению водных проблем. Все наши соседи прежде всего заботятся о своих сельхозпроизводителях и промышленности. В Центральной Азии, по прогнозам ООН, дефицит воды к 2050 году составит 50 %. Это настоящая угроза. Идея Токаева, Макрона и Банги – правильная. Но её реализация может затянуться на годы».

Юрист Алексей Шмидт: «Нужны годы, чтобы согласовать законодательства всех государств в этой сфере. За это время много воды утечёт (смайлик), и проект может подорожать в разы. Я бы еще не сбрасывал со счетов международные конфликты, войны, санкции и политические разногласия между странами. Если завтра остановить все войны, то, возможно, эту идею удастся реализовать. Я не специалист в этом вопросе, но Казахстану, наверное, удастся частично решить проблему нехватки воды своими силами. А это точно ударит по другим статьям бюджета страны».

Заграница нам поможет?

В начале сентября в правительстве обсуждали модернизацию ирригационных и дренажных систем в южных областях республики. Представители Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, наши министры, члены Нацпалаты предпринимателей Казахстана, другие заинтересованные персонажи пытались понять, как и почём эту ситуацию можно исправить. Судя по отчету – частично. Со стороны Кыргызстана (Кировское водохранилище) каналы были засорены. «Казводхоз» за свой счет очистил их, чтобы увеличить поступление воды в трансграничную речку Талас. Благотворительность или самоспасение?

Буквально через день Казахстан и Узбекистан определили расположение 10 гидропостов на трансграничной реке Сырдарья, где установят автоматические системы учета воды. По словам министра водных ресурсов и ирригации РК Нуржана Нуржигитова и министра водного хозяйства Узбекистана Шавката Хамраева, «уже идут переговоры с международными финансовыми организациями о совместной реализации этого проекта: общие взгляды на разработку региональной стратегии рационального использования водных ресурсов есть».

Надо напомнить, что этим «общим взглядам» уже 7-8 лет. А международные финансовые организации не торопятся инвестировать свои средства в этот проект. Может, потому, что у них свои проблемы до сих пор не решены?

Обещание – это еще не обязательство?

В конце августа президент Таджикистана Эмомали Рахмон заверил президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, что продолжит сотрудничество по рациональному использованию трансграничных рек. В частности, по поставкам  воды. Заверения даже на таком уровне – еще не обязательство их исполнения. А этим заверениям уже больше 7-8 лет. Документов – сотни страниц. А сколько из них реализовано? На практике – не самые стратегические вопросы.

Или вот Китай. В конце августа Казахстан согласовал с Поднебесной ряд статей по распределению потоков трансграничных рек – Ертис, Или, Эмель. Переговоры шли более 20 лет. За эти годы русла обмелели, заросли камышом, рыба почти исчезла. Привет соседям. По-китайски это звучит так: нихао!

Сколько Казахстан потерял за эти годы обезвоживания? Подсчитать сегодня трудно. Предположительно — миллиарды долларов. Ну да, дружба с большим соседом дорого стоит. Когда заработают эти соглашения с Китаем – неизвестно. Достоверной информации по этим соглашениям нет.

Мы сами виноваты?

Пару дней назад министр водных ресурсов РК Нуржан Нуржигитов заявил, что к апрелю 2025 года Казахстан получит от реки Сырдарья порядка 11 миллиардов кубометров воды для полива. Гарантии? Соседи, конечно, могут их дать. Но если опять грянет природный катаклизм – стремительное таяние ледников, жара, засуха, то они просто разведут руками: против стихии не попрешь.

По словам министра водных ресурсов Нуржана Нуржигитова (это было сказано в конце октября), в рамках плана развития отрасли в 2024-2028 годах построят 42 новых водохранилища. Реконструируют 37 действующих. Модернизируют почти 3,5 тысячи километров ирригационных каналов (в планах – более 14,5 тыс.км). Чтобы улучшить управление водными ресурсами, создана гидрогеологическая служба «Казгидрология». «Акцент сделан на защиту водных ресурсов от истощения и усиление ответственности за нарушения в этой сфере».

Комментарий Галии Мырзабаевой:

«Комплексный план развития водной отрасли опоздал лет на 10-15. Мы сами виноваты. Сейчас, чтобы сделать все, что там написано, потребуется гораздо больше средств, чем 5-7 лет назад. В начале нулевых годов мы кричали о нарастающих проблемах с водой. Тогда нас не услышали. Сейчас, когда полмира столкнулось с такими же проблемами, как в Казахстане, все поняли, что их надо решать совместно. Предложение нашего президента Токаева – услышали все. Боюсь одного: когда оно будет реализовано, капля питьевой воды будет стоить доллар. Или больше. И это страшная реальность».