Несмотря на всю критику, которой подвергаются финансисты, работа финансовых организаций для экономики любой страны критически важна. От них зависит в том числе и качество жизни населения. Казахстан располагает одним из наиболее развитых финансовых рынков в регионе. Однако продуктивность работы определяется совместной работой с правительством и реальными секторами экономики. С этим у нас пока не очень. В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Инфляция прежде всего
За инфляцию в Казахстане отвечает Национальный банк. И пока у него получается регулировать обесценивание тенге очень плохо. Как оказалось, мы зависим от всего, что происходит в мире. Поэтому на каждый кашель мировой экономики казахстанские цены отвечают быстрым ростом.
Даже несмотря на то, что сегодня Нацбанку удалось снизить инфляцию до 8,5%, в октябре «рост месячной инфляции по стране составил 0,9%, что выше исторической средней (0,7% в октябре 2017-2021 годов)», сообщила пресс-служба НБ РК. А к концу этого года большинство казахстанцев ожидает роста цен.
Один из самых наглядных примеров роста инфляции – цены на топливо. В Казахстане топливо считается одним из самых дешевых среди стран региона. Но цены растут и здесь.
В январе 2023 года самый популярный бензин марки Аи-92 стоил 179 тенге за литр, дизельное топлива – 241 тенге.
К концу года цена выросла за бензин до 203 тенге, на ДТ — 291 тенге.
Сегодня, в ноябре 2024 года Аи-92 стоит 205, дизтопливо – 295 тенге.
Итого, за два года бензин вырос сразу на 14,5%, дизтопливо – на 22,4%.
Долги
Государственный долг Казахстана снижается. Максимум мы были должны в 2015 году – почти 30 млрд долларов. Сегодня мы должны в два раза меньше – 15,5 млрд.
Но обратите внимание, как быстро растет долг государственного сектора: за 10 лет он вырос в три раза до 1,7 млрд долларов
Долг госсектора, гарантированный государством, вырос сразу в 5 раз и сегодня составляет уже 2,4 млрд долларов.
На самом деле этот график изменится уже в этом году. 13 ноября мажилис принял в работу законопроект «О ратификации Соглашения о займе между РК и Азиатским Банком Инфраструктурных Инвестиций». Правительство РК хочет взять в долг 52,7 млрд йен на 15 лет. Эти деньги нужны для поддержания устойчивости экономики страны в рамках утвержденного размера дефицита республиканского бюджета.
Эффективность
В июне министр финансов Мади Такиев сообщил, на утрату поставлены 10 нацпроектов и две государственные программы.
«С учетом возможностей и приоритизации бюджета приняты три нацпроекта: «Комфортная школа», «Модернизация сельского здравоохранения» и «Доступный интернет». На их реализацию из различных источников было выделено 625,2 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета — 536,4 млрд тенге. Остальные 10 национальных проектов и 2 государственные программы были поставлены на утрату», — сказал Мади Такиев.
Среди утраченных такие проекты как «Здоровая нация», «Ұлттық рухани жаңғыру», развитие АПК. Всего в реализацию идей, которые должны были улучшить жизнь граждан и вывести Казахстан в один ряд с развивающимися странами, вложено 48 трлн тенге. Проекты планировалось реализовать до 2025 года.
Еще один показатель эффективности работы отрасли: накопления в Национальном фонде. Бюджет страны на 2024 год предполагал изъять из Нацфонда в 4 трлн 71 млрд тенге.
В итоге, только за 10 месяцев было из Нацфонда было изъято 4 трлн 659 миллиардов тенге. И до Нового года еще два месяца
Доходы
В целом зарабатывают финансисты не больше всех в Казахстане. Все-таки основа экономики в нашей стране – добыча полезных ископаемых. Тем не менее, другие могут позавидовать.
В 2023 года предприятия финансового сектора заплатили в бюджет страны 1 трлн 749 млрд тенге. Это 11,2% от всех поступлений в бюджет и больше, чем строительство, телеком и сельское хозяйство вместе взятые. При этом в финансах работает относительно немного людей – около 200 тысяч. А доля финансовых услуг в ВВП очень небольшая – 2,9%.
В любом случае, мы поздравляем всех финансистов Казахстана с вашим профессиональным праздником.