Вертолет совершал учебно-тренировочный полет. На месте происшествия работает межведомственная оперативная группа. Предварительно причиной «авиационного инцидента» Минобороны называет техническую неисправность. В субботу в Актобе состоялось прощание с погибшим летчиком – майором Батыром Уразымбетовым, который был офицером-инструктором авиационной эскадрильи. У него остались двое детей.
пресс-служба министерства обороны РК
Двое других членов экипажа все еще в больнице.
«Их состояние к понедельнику стабилизировалось, в динамике без ухудшения. Пациенты в сознании, жалуются на общую слабость», — сообщили в управлении здравоохранения Актюбинской области.
Добавим, что Ми-8 уже не один раз отметились катастрофами в истории нашей страны. Caravan.kz вспоминает предыдущие крушения вертолетов в Казахстане.
2016 год — три случая
23 января 2016 года вертолет Ми-2 потерпел крушение в районе им. Турара Рыскулова в Жамбылской области, примерно в 220 километрах от Тараза. Вертолет упал вечером, поэтому, пока спасатели добрались до места по бездорожью, настала ночь, что дополнительно осложнило поиски.
Спасатели, однако, не нашли пострадавших на месте крушения. Выяснилось, что пилота отвезли в таразскую больницу очевидцы произошедшего. Сам же вертолетчик рассказал, что посадил вертолет, так как в воздухе у него загорелся двигатель, лётчик тушил его, а потом прошел пять километров до зимовки чабана. 62-летний мужчина получил обширные тяжелые ожоги и позже скончался в больнице.
28 января в горном ущелье, недалеко от поселка Капал Алматинской области, были найдены обломки другого вертолета, марки UP-MD 600-N. Он принадлежал авиакомпании АSPAN и выполнял рейс для Республиканского центра санитарной авиации. Вертолетом управлял опытный 46-летний пилот Виталий Кондратюк, который должен был доставить больного ребенка 2015 г.р. из Ушарала в Талдыкорган. У ребенка подозревали серьезное гематологическое заболевание, его сопровождали мама, врач-гематолог и фельдшер.
Однако в пункт назначения вертолет так и не прибыл. В поисках участвовали спасатели, пожарные и военнослужащие Национальной гвардии, всего порядка 500 человек. Из-за плохих погодных условий – сильного снегопада и нулевой видимости — поиски пришлось вести всю ночь, в результате обломки нашли всего в нескольких километрах от аэропорта. Пилот и все пассажиры погибли. Их семьям позже выплатили по миллиону тенге.
После крушения министерство по инвестициям и развитию Казахстана объявило о том, что совместно с транспортной прокуратурой проверит все воздушные суда санавиации.
Осенью в Кызылординской области упал Ми-8.
«7 сентября, в Кызылординской области, в 15:40 по времени Астаны, вертолет авиакомпании «Евро-Азия Эйр» МИ-8, на борту которого находились работники Жезказганского нефтепроводного управления Восточного филиала АО «КазТрансОйл», совершил падение при взлете. Жертв нет», — сообщили тогда в пресс-службе компании, которой принадлежал вертолет.
На борту находились 22 человека: 19 работников АО «КазТрансОйл» и 3 члена экипажа. Во время крушения пострадали четверо пассажиров.
2017 год — три случая
25 февраля в Туркестанской области при крушении вертолета «Стрекоза 7-Gazelle SA34» погиб летчик. Его пассажир – депутат маслихата Аягозского района Айткали Акбаев – выжил, был эвакуирован и потом отправился домой.
Эту информацию подтвердил известный деятель Кайрат Турлыханов, брат Даулета Турлыханова. Вопросы к нему возникли потому, что вертолет принадлежал Гапуре, супруге Кайрата Турлыханова. Даже распространились слухи, что он также погиб во время падения, но он пояснил, что не мог выйти на связь из-за сильного бурана, который застал его на зимовке.
Он добавил, что Айтбаев попросил «вертолет на пару часов, чтобы осмотреть свое хозяйство», и ему оказали эту услугу бесплатно. Турлыханов также сообщил, что это крушение было пятым для погибшего вертолетчика.
Случившееся позже, 1 сентября, вызывает легкое ощущение дежа вю: жесткая посадка, Ми-8, Актюбинская область, осень. Однако тогда ни пилот, ни трое пассажиров не пострадали.
22 сентября стало известно об еще одной жесткой посадке – теперь «в исполнении» Ми-2 в Акмолинской области. Вертолет использовался для наблюдения за лесами. К счастью, экипаж успел эвакуироваться, никто не погиб, но механику понадобилась госпитализация.
2019 год – два случая
«17 января 2019 года в 15:59 вертолет «Еврокоптер-130» авиакомпании «Sky-service» при перелете с аэропорта Боралдай до пункта посадки на площадку «Большая Алматинка» потерпел крушение. На борту находился один пилот — командир воздушного судна Шитов Валентин Викторович, при обнаружении был жив. Скончался на машине скорой помощи по дороге в больницу. Департаментом по расследованию транспортных происшествий и инцидентов МИИР РК начато расследование», — так сообщили в комитете гражданской авиации.
Второе крушение оказалось самым страшным за эти годы. 27 марта военный вертолет Ми-8 упал в ходе учений в Кызылординской области. Он вылетел из Актау в Шымкент в составе звена из четырех боевых вертолетов. На борту находились 13 военнослужащих, все они погибли. Вертолет сгорел полностью.
«Они мужественно и с честью исполняли свой служебный долг, защищая мир и спокойствие казахстанцев. Мы разделяем горе и скорбим вместе с родными и близкими погибших. По моему поручению от имени акимата Мангистауской области каждой семье погибших военных, служивших в Мангистауской области, будет оказана материальная помощь в размере миллиона тенге», — заявил тогда аким Мангистауской области Ералы Тугжанов.
изображение сгенерировано нейросетью
2020 год – один случай
Эта экстренная посадка потенциально была самой опасной для страны. Потому что на борту вертолета в этот раз находились несколько высокопоставленных чиновников, включая премьер-министра.
«Правительственная делегация во главе с премьер-министром РК Аскаром Маминым посетила Жамбылскую область, где проинспектировала ход реализации государственных программ социально-экономического развития региона, премьер-министра сопровождали аким Жамбылской области Бердыбек Сапарбаев, а также руководители ряда профильных министерств. В ходе рабочей поездки в регион делегация осуществила перелет на вертолете Ми-171, регистрационный № UP-MI705, принадлежащем АО «Казавиаспас», по маршруту Кордай – Тараз. По предварительным данным, в результате отказа основной гидросистемы вертолета была совершена вынужденная посадка вне аэродрома примерно в 180 км от города Тараз в районе поселка Тасоткель. В результате произошедшего авиационного инцидента пассажиры и экипаж не пострадали, воздушное судно повреждений не получило. Также отмечаем, что министра здравоохранения РК Елжана Биртанова на борту вертолета не было. Глава правительства РК продолжил полет на резервном вертолете в соответствии со своим рабочим графиком», — сообщила пресс-служба правительства.
Биртанов тогда находился в инфекционном госпитале, так как заболел коронавирусом.
2021 год – три случая
6 января у вертолета ВО-105 отказал двигатель во время тренировочного полета в Петропавловске. На борту находился экипаж из двух человек.
«Экипаж воздушного судна ВО-105 UP-ЕС114 выполнял полетное задание согласно утвержденного плана полета. После набора заданной высоты в 300 футов в 20-ти километрах от аэропорта Петропавловск произошел самопроизвольный отказ правого двигателя вертолета. Командир воздушного судна принял решение произвести вынужденную посадку на площадку, подобранную с воздуха в аэропорту Петропавловска. Перед выполнением вынужденной посадки экипаж доложил диспетчеру ОВД РГП «Казаэронавигация», об отказе двигателя», — сообщили по данному факту в МИИР РК.
Вечером 5 июля в Алматинской области, в районе населенного пункта Баскунчи Панфиловского района совершил жесткую посадку вертолет Eurocopter «EC 130B4». На борту воздушного судна находились член экипажа и два пассажира, они не пострадали.
26 ноября вертолет Ми-8 АМТ с пятью членами экипажа и двумя врачами вылетел из Астаны по оперативной заявке Национального координационного центра экстренной медицины. Но до Экибастуза не долетел и совершил вынужденную посадку в Акмолинской области примерно в 100 км от столицы.
«Предварительная причина вынужденной посадки — вибрация правого двигателя. Вертолет благополучно приземлился, пострадавших нет. Экипаж и врачи были вывезены на резервном воздушном судне», — сообщили в пресс-службе АО «Казавиаспас».
2022 год – один случай
25 октября вертолет МЧС совершил экстренную посадку в Акмолинской области. Никто не погиб и не пострадал.
«Накануне производился перегон воздушного суда из Жезказгана в Кокшетау. Загорелось табло, оповещающее о наличии вибрации в одном из двигателей. Посадку произвели без происшествий, спокойно, никаких повреждений нет. Экипаж действовал профессионально и в полном соответствии с инструкцией. На место выехали специалисты, которые дадут свои заключения», — сообщил официальный представитель МЧС Руслан Иманкулов.
2023 год – один случай
Днем 23 февраля жесткую посадку совершил вертолет «Казавиаспас» МЧС, который летел по маршруту Атырау-Уральск-Атырау. Он был вынужден сесть в 54 км от Уральска в районе поселка Чапурино. На борту находились 6 человек — представитель АО «КазТрансОйл» и 5 членов экипажа. 4 сотрудника «Казавиаспас» погибли, двоим выжившим понадобилась медицинская помощь.
После этого комитет гражданской авиации сообщил о проведении внеплановых инспекционных проверок деятельности авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда типа Ми-8.
Обратим внимание, что неполадки случались с вертолетами разных марок, а Ми-8 может быть больше всего в печальной статистике исключительно в силу того, что этот вертолет очень распространен в Казахстане.
пресс-служба МЧС РК
Что дальше
24 октября текущего года МЧС сообщило, что планирует закупить еще 7 вертолетов, но не уточнило, какой марки. Закупка также включает в себя 4 самолета, 2 противопожарных дрона для тушения огня в высотках и 10 беспилотников для мониторинга.
При этом министерство обороны рассматривает возможность отказа от эксплуатации Ми-8 из-за происходящих с ними аварий.
«К сожалению, такие факты имеют место. Мероприятия по расследованию проводятся. Когда комиссия отработает, тогда и будут результаты. По предварительным данным, рассматриваются разные версии, в том числе и отказ техники. По большому счету любая техника имеет такие свойства отказа. Вместе с тем этот вертолет считается наиболее надежным и используется более чем в 50 государствах», — сказал первый заместитель Министерства обороны Султан Камалетдинов.
Добавим, что вертолеты в Казахстане совершают тысячи вылетов ежегодно, в том числе для тушения пожаров, борьбы с паводками, перевозки больных, спасения людей и т.д. Экстренные посадки и крушения — это редкие случаи, поэтому бояться вертолетов не стоит.
.