Казахстанцы смогут помочь растениям, но не людям - новые поправки в законе могут полностью изменить благотворительность - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахстанцы смогут помочь растениям, но не людям - новые поправки в законе могут полностью изменить благотворительность

Казахстанцы смогут помочь растениям, но не людям - новые поправки в законе могут полностью изменить благотворительность

В степях Казахстана всегда был неписаный закон: если кто-то попадал в беду, ему помогали все кто мог. Традиция сохранилась до сих пор, но стало известно, что ее могут отменить.

  • 7 Ноября
  • 61
Изображение сгенерировано нейросетью

Почему казахстанцы смогут помочь растениям, но не людям — новые поправки в законодательство могут полностью изменить благотворительность в стране

Корреспондент Caravan.kz рассказывает, какова ситуация теперь.

Что происходит

Общественный деятель Светлана Ушакова сообщила на своей странице в Facebook о готовящихся поправках в действующее законодательство. Она рассказала, что входит в группу, которая рассматривает изменение законодательства, касающегося благотворительности. И эти изменения могут затронуть всех.

«Основная угроза заключается в том, что они практически лишают простых людей возможности напрямую помогать другим людям в экстренных или жизненно важных ситуациях. Эти изменения затронут не только тех, кто нуждается в поддержке, но и самих жертвователей, ограничивая их право на помощь в том виде, в каком они могут её предложить сейчас.

Если ранее любой человек мог внести вклад в помощь пострадавшим от бедствий или в поддержку больных детей, то теперь они будут ограничены в выборе, куда могут направить свои пожертвования. Так как будут ограничения для тех, кто собирает средства, то и ограничения для тех, кто хочет помочь. Люди просто не узнают, что кому-то нужна помощь», — написала Светлана.

Она выделила несколько «ключевых угроз». Например, ее беспокоит, что физическим лицам запретят собирать средства.

«В случае принятия этих поправок обычные граждане больше не смогут объявлять сборы средств, например, на лечение ребенка, поддержку жертв насилия или помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий. Сегодня мы можем собрать средства на личные счета, оперативно привлекая помощь для конкретных людей. Новый запрет позволит собирать пожертвования исключительно для поддержки растений и животных, оставляя большинство людей за рамками возможной помощи», — пояснила Ушакова.

Кроме того, по ее словам, казахстанцы смогут отправлять пожертвования только аккредитованным благотворительным организациям после определенных бюрократических процедур, требующих одобрения местных властей.

В результате, добавляет она, многие благотворители могут остаться «за бортом» добрых инициатив, что, в свою очередь, приведет к резкому снижению сумм, получаемых нуждающимися.

Ушакова отмечает, что от введения описанных ею поправок пострадают все.

«Запрет на сбор средств физическими лицами означает, что большинство людей, которые инициировали или участвовали в помощи другим, больше не смогут это делать. Любая попытка нарушить запрет будет наказываться штрафом в размере 80 МРП, что является значительной суммой и создаёт дополнительный риск. Те, кто оказался в трудной ситуации и нуждается в поддержке, будут лишены возможности получить её в прежнем объёме и формате. Поскольку немногие организации смогут пройти все государственные барьеры, общий объём доступной благотворительной помощи станет крайне ограниченным. Поправки угрожают разрушить систему низовой помощи, которая является основой солидарности и взаимоподдержки в обществе. Уничтожение этого элемента существенно скажется на социальной сплочённости, доверии между людьми и готовности помогать», — пишет она.

На просьбу прислать ссылку на поправки Светлана ответила, что госорганы их не публиковали.

Добавим, что мажилисмен Асхат Аймагамбетов 6 ноября в кулуарах Мажилиса сообщил, что ничего не знает о подобных поправках.

«Благотворительность, наоборот, должна поощряться. Другое дело, что в последнее время участились случаи мошенничества, когда под разными предлогами собирают деньги. А наши доверчивые граждане отдают их. Думаю, что о запрете никто не может говорить. Запретами ничего не решишь. Проблему нужно решать через регулирование и обеспечение прозрачности процедуры. Я не слышал о таком законопроекте или инициативе», – заявил депутат. 

Скандал за скандалом

Если же поправки действительно разрабатываются, власти вполне можно понять. Финансовое мошенничество стало одним из бичей современного Казахстана. Преступники постоянно разрабатывают новые схемы, не гнушаясь ничем, чтобы выманить честно заработанные деньги у наивных граждан. Фальшивая благотворительность оказалась богатой почвой для подобных махинаций.

«138 банковских карт вовлечены в сомнительные сборы (краудфандинг) на различные цели, а свои деньги на псевдопомощь направили свыше 660 тыс. казахстанцев», — сообщается в докладе Агентства по финансовому мониторингу, опубликованном в марте текущего года.

Отмечается, что сумма сборов составила 6 млрд тенге, из которых 2 млрд, то есть треть, «имеют признаки мошенничества».

Скандалов с благотворительностью довольно много. Например, недавно один блогер вспомнил о сборе на миллиард, который организовали в том числе Бейбит Алибеков и Дана Есеева. Участникам сбора организаторы обещали подарить автомобили и дорогие гаджеты, но, по словам блогера, это так и не произошло.

Чего стоит и история с «суперпапой» Сериком Тлеулесовым. Он довольно долго помогал собирать деньги людям в отчаянном положении, чаще всего тем, кто нуждался в дорогостоящем лечении. Пока мать одного такого ребенка не пожаловалась, что блогер взял с нее 20 % собранных денег в качестве «комиссии». «Суперпапа «позже заявил, что полностью возместил женщине эти деньги. Он добавил, что сбор для мальчика был проведен «вне очереди», поэтому те деньги он передал другому нуждающемуся. Но реакция публики была такова, что Тлеулесов прекратил заниматься благотворительностью в прежнем виде.

Таких случаев разного масштаба можно найти массу. Сумма в 2 млрд тенге с весны наверняка выросла. С учетом того, что большинство казахстанцев живут небогато, им приходится порой буквально отрывать от себя и своих семей, чтобы помочь кому-то, кому пришлось еще тяжелее. Поэтому особенно неприятно видеть, что эти средства уходят мошенникам, и понятно желание защитить благотворителей от преступников.

И еще один момент: иногда средства, собранные в результате частных сборов, действительно направляются на лечение серьезно больного человека…  Но нетрадиционными и зачастую совершенно неэффективными способами. То есть деньги тратятся впустую. Контроль помог бы избежать таких ситуаций и гарантировать качественную помощь.

Будет ли пользы больше

Однако сомнения Светланы вполне оправданны. Иногда действия требуются как можно скорее. Например, в этом году многие помогли регионам, пострадавшим от необычайно сильных весенних паводков. При этом нередко средства собирали волонтеры по всей стране, которые потом закупали и переправляли все необходимое. С необходимостью проходить аккредитацию каждому человеку такого уровня помощи просто не было бы. Многие благотворители работают годами, их давно знают по всей стране. Другие помогают редко, но их помощь действительно пригождается.

Например, подписчики блогера-предпринимателя Алибека Ермагамбетова за несколько часов собрали на его карту почти 4 млн тенге, благодаря чему он приобрел 40 тонн гуманитарной помощи, которую потом доставил на фуре в Петропавловск. На местах было много не таких именитых волонтеров, которые организовали сбор средств через соцсети.

Помогали и многие звезды, причем довольно оперативно. Некоторые даже приезжали и работали на строительстве укреплений. Необходимость обращаться в аккредитованную организацию затянула бы процесс получения помощи и от них тоже.

Сомнения вызывает и защищенность подобных процедур от коррупции. Легко представить сценарий, в котором мошенники за взятку получат от нечистого на руку чиновника аккредитацию, а заодно и доступ к деньгам казахстанцев. Легко представить и количество таких случаев, когда речь идет о легкой добыче в виде миллиардов тенге.

Вызывает вопросы и утверждение про помощь растениям и животным вместо людей, из которого можно сделать вывод, что получить помощь от аккредитованных организаций будет достаточно сложно, и потребуется немалое число документов, чтобы подтвердить: да, нам нужна помощь, наш ребенок болен, у нас нет денег на лечение, и так далее.

В любом случае ситуация спорная. С одной стороны, уважаемый общественный деятель пишет о поправках. С другой стороны, мажилисмен говорит, что никто их не рассматривает и вообще не разрабатывает. Посмотрим, что станет известно по этому поводу дальше.