В последнее время к этим высказываниям стало примешиваться опасение и возможного роста цен на ГСМ. Особенно на фоне ноябрьского повышения расценок на электроэнергию. В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Кажется, казахстанцы давно привыкли к аксиоме: если дорожают бензин и газ, тогда может подорожать все, особенно продукты питания, не говоря уже о других товарах и услугах.
Пусть даже на днях заместитель премьер-министра РК Серик Жумангарин в кулуарах Мажилиса парламента РК попытался пояснить, ожидать ли казахстанцам еще большей инфляции, если топливо, в том числе бензин, подорожает.
— Я не сообщал информацию о повышении цен на бензин. Скажу по своему опыту: цена на бензин не сильно влияет на стоимость продуктов. На стоимость продуктов при транспортировке влияет дизельное топливо. Если цена на дизельное топливо вырастет, это окажет влияние. Влияние дизельного топлива также составляет 5-7 процентов, – заявил он.
Однако в бытность Жумангарина председателем агентства по защите и развитию конкуренции Казахстана в 2021 году в тех же кулуарах Мажилиса он отмечал, что «рост цен на отечественную продукцию обусловлен в основном такими факторами, как увеличение цен на железнодорожные перевозки, горюче-смазочные материалы и электроэнергию. Но выявляются и случаи необоснованного повышения цен, ответственных лиц штрафуют».
Может быть, поэтому представитель Социалистической партии Казахстана Айнур Курманов говорит, что «доводы Жумангарина о причинах роста цен на ГСМ и электричество никого не устроили». Напротив, отмечает эксперт, «заявление вице-премьера Казахстана Серика Жумангарина о причинах очередного повышения цен на горюче-смазочные материалы и электроэнергию вызвало широкий общественный резонанс и подчеркнуло растущее недоверие к правительственным обещаниям».
— Повышение цен, происходящее ежегодно, систематически снижает реальные доходы граждан, что вызывает глубокое разочарование как у малообеспеченного населения, измученного борьбой за выживание, так и среди обеспеченных слоев. Возросший отток капиталов последних может служить красноречивым свидетельством отсутствия доверия к экономическим перспективам Казахстана. Да и повышение цен на электроэнергию с 1 ноября может являться подтверждением этой тревожной тенденции, усугубляя и без того сложную ситуацию, которая требует неотложного вмешательства и пересмотра существующих подходов к регулированию цен на жилищно-коммунальные услуги. Как и распространяющееся мнение о возможных масштабных хищениях в сфере ЖКХ и энергетики, которые, вполне возможно, являются основной причиной постоянного роста тарифов и требуют серьезного расследования, — полагает Айнур Курманов.
При этом, по его мнению, «для объективной оценки ситуации необходим глубокий анализ факторов, влияющих на ценообразование в Казахстане, включая анализ налоговой системы, эффективность государственного регулирования, уровень конкуренции на рынке, а также роль монополистов в формировании цен». А еще важным аспектом, полагает Айнур Курманов, «является изучение якобы эффективности государственных программ поддержки населения, направленных на смягчение последствий роста цен».
— Но этого ничего Жумангариным сделано не было. Как итог, недоверие к правительству только выросло, а несостоятельные доводы лишь усилили недовольство в обществе, — считает представитель Соцпартии.
Что касается возможного дефицита топлива, то, по мнению экспертов, оно создается «с целью ускорить приватизацию государственных активов в энергетической сфере».
— По нашему мнению, одной из причин случившегося является дерегулирование цен на ГСМ со стороны государства в рамках осуществления правительственного курса на проведение радикальной либерализации экономики и тотальной приватизации, в том числе и энергетического сектора. И вместо строительства новых нефте- и газоперерабатывающих заводов и увеличения производственных мощностей по переработке сырья для насыщения рынка, наоборот, создается искусственный дефицит, в том числе с участием монополистов и многочисленных посредников, которые создают почву для приватизации всех заводов и инфраструктуры. Кроме того, следует отметить, что дефицит топлива неизбежно ведет к росту цен, создавая дополнительные трудности для населения и бизнеса. А в условиях экономической нестабильности подобные ситуации могут оказать серьезное негативное влияние на социальную обстановку и экономическое развитие регионов, — полагает Курманов.
Астана