Министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев подписал приказ, в котором указаны изменения, касающиеся предельной тарификации электроэнергии. В этом вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Таким образом, исходя из данных приказа главы энергетического ведомства РК, тарифы изменятся в 8 энергопередающих организациях.
Например, с ноября текущего года предельный показатель у Экибастузской ГРЭС-1 вырастет на 2,7 %.
У Евроазиатской энергетической корпорации тариф вырастет на 7,8 %. Возрастет цена за 1 кВт/ч у АО «Астана Энергия» — на 9,3 %, у АО «Алюминий Казахстана» – на 30,1 %; у ТОО «Степногорская ТЭЦ» – на 32,7 %, у ТОО «Жанажолская ГРЭС» – на 3,6 %, у АО «З-Энергоорталык» – на 9,4 %.
И, наконец, у АО «ТНК Казхром» она поднимется на 40,6 %.
Цифры серьезные, тем более, что в список было добавлено 5 новых компаний, стоимостная тарификация которых утверждена впервые и которая колеблется от 3,07 до 56,63 тенге за 1 кВт/ч.
Кстати, на холодную воду с прошлого октября тариф вырос, согласно данным Бюро статистики, на 60 %. На отопление – на 33,6 %, водоотведение – на 26,9 %, на электроэнергию – на 22,9 % и на подогрев воды – на 18,1 %.
В силу чего некоторые эксперты предрекают не просто «дальнейший, а возможно, интенсивный рост тарифов на коммунальные услуги в ближайшие 3 года».
— Это может свидетельствовать о том, что в РК активно внедряется программа «тариф в обмен на инвестиции», когда так называемая модернизация осуществляется за счет населения и потребителей. Плюс вслед за увеличением тарифов, возможно, следует ожидать и скачка цен на все виды продуктов питания и все виды услуг, что может привести к дальнейшей инфляции и обесцениванию тенге, — полагает представитель Социалистической партии Казахстана Айнур Курманов.
Об этом он же упоминал еще в прошлом году, отмечая, что «аналогичная программа с таким названием уже проводилась в 2009-2015 годах, но не решила поставленных задач, не обеспечила обновления энергопредприятий и сетей, зато позволила монополистам и олигархам получить сверхприбыль и вывести за рубеж новые миллиарды».
То есть данная программа тогда вроде как «полностью провалилась, поскольку, по данным Агентства по борьбе с экономической преступностью, крупнейшие компании монополисты так и не исполнили своих инвестиционных обязательств».
Вместо этого эксперты предлагали разработать «государственный план инвестиций в энергетическую и жилищно-коммунальную системы, со строительством новых электростанций и обновлением всех сетей».
По их мнению, «выполнение данных требований позволило бы снизить минимум в 5 раз нынешние тарифы, сняв непомерный груз с населения и предприятий, обеспечив развитие энергетической отрасли и ЖКХ с созданием сотен тысяч новых рабочих мест». При этом «вся прибыль могла бы идти на увеличение энергетических мощностей и развитие городской инфраструктуры».
Тогда как сегодня «Казахстан нуждается более чем в 20 миллиардах долларов», которые вроде как «необходимы для инвестиций в энергетический и коммунальный сектор».
Такая цифра, по мнению вице-премьера Каната Бозумбаева, может быть необходима «для национального проекта по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства». О чем он и сообщил в ходе недавнего форума по глобальным инвестициям в Астане.
Взять эти деньги могут, предположительно, из четырех источников:
- отечественные и международные финансовые институты,
- банки второго уровня,
- средства бюджета и Национального фонда,
- средства акционеров и собственников бизнеса.
Однако в каких пропорциях и количестве с каждой из групп, пока неизвестно.
Тем не менее данный шаг может все-таки повлечь неизбежное повышение тарифов с целью «обеспечения возврата инвестиций в некие «разумные сроки». Круг замкнется, и все снова может тяжелым грузом лечь на плечи потребителей. А точнее — на их кошелек.
Астана