При долгах в 2,9 триллиона тенге руководители КТЖ выписали себе премии в 790 миллионов - Караван
  • $ 481.68
  • 522.48
+19 °C
Алматы
2024 Год
22 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
При долгах в 2,9 триллиона тенге руководители КТЖ выписали себе премии в 790 миллионов

При долгах в 2,9 триллиона тенге руководители КТЖ выписали себе премии в 790 миллионов

Кто на самом деле рулит железными дорогами в Казахстане?

  • 22 Октября
  • 2032
Фото - Caravan.kz

В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Внутренняя проверка грузовой «дочки» нацкомпании «Казахстан темир жолы» выявила хищения на 56 миллионов тенге. Опять? Только не смейтесь! Ровно год назад в октябре 2023-го в ТОО «КТЖ-грузовые перевозки» выявили факты незаконного начисления премий и выплат «мертвым душам». Правда, «всего» на 10 миллионов тенге. Рецидив?

Как сообщила компания, «направлено соответствующее заявление в правоохранительные органы с целью возмещения материального ущерба и установления виновных лиц».

А чего тут устанавливать? И в прошлом году под документами фигурировали подписи «лиц», и в этом году их автографы красуются. И вот тут возникает много вопросов. Самые очевидные: тогда всех виновных установили? А они возместили ущерб? В полном объеме? Ну и следом: кто-то из «грузовиков» отделался легким испугом и остался при своих креслах и должностях?

А теперь – самое «вкусное».

Вчера – «медные трубы», а завтра «медный таз»?

В июне глава Высшей аудиторской палаты страны Алихан Смаилов заявил на пленарке мажилиса, что НК «Казахстан темир жолы» – на грани выживания: «За последние четыре года на развитие железнодорожной отрасли направлено два триллиона тенге из бюджета. Однако этого оказалось недостаточно для бесперебойной и качественной работы. Долг компании на начало 2024 года составил 2,9 триллиона тенге и продолжает расти… Фрагментарные решения, принимаемые министерством транспорта, не дадут ожидаемого эффекта без кардинальных изменений».

И еще пара цитат от Алихана Асхановича. «Выявлены финансовые нарушения на 29 миллиардов тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств — на 168 миллиардов тенге. Потери и упущенная выгода составили 307 миллиардов… Статические данные не соответствуют фактическим показателям… По итогам аудита 5 материалов переданы в правоохранительные органы. 117 направлены для привлечения к административной ответственности… И все это — «из-за неэффективного и консервативного менеджмента».

Тогда же г-н Смаилов заметил, что банкротство национального перевозчика вполне возможно: «Она на грани выживания».

Ответ КТЖ не заставил себя долго ждать.

В компании признали: да, долги есть, но «в течение трех лет КТЖ показывает устойчивую динамику… По итогам 2023 года прибыль составила 134 млрд тенге, что в 4 раза больше, чем в 2022 году. Это наилучший показатель за последние 10 лет. При этом она вовремя погашает обязательства по кредитам».

ВАП против КТЖ: за что боссы КТЖ получили бонусы в 790 миллионов тенге по итогам 2023 года

Включаем простую логику. В июле министр транспорта Марат Карабаев вступился за КТЖ: у компании, хотя и есть проблемы, но все не так плохо. Председатель правления КТЖ Нурлан Сауранбаев тоже обозначил свою позицию: мол, устойчивое состояние компании «подтверждается уровнем кредитных рейтингов от международных агентств и доверием со стороны международных финансовых институтов, предоставляющих кредитные средства и гарантии… КТЖ не просрочил ни один кредитный заем».

При этом триллионные долги все равно не погашены. За что же тогда такие бонусы генералитету? Понятно, что почти 800 миллионов теряются на фоне прибыли в 134 миллиарда. Но, может, надо было сначала погасить долги, а потом награждать себя, любимых?

Справка «Каравана»

Алихан Смагулов был экспертом Администрации президента. Возглавлял министерство финансов, агентство по статистике, наконец, трудился премьер-министром страны. А еще — числился членом совета директоров «Самрук-Казына».

То есть он знает куда больше, чем говорят г-да Карабаев и Сауранбаев. Возможно, у него в сейфе хранится точная и достоверная информация по КТЖ. И тут возникают резонные вопросы. Если он знал реальную ситуацию все эти годы, а он не мог не знать при таких-то должностях, то почему молчал? У него были разные «удобные» и «неудобные» цифры, которыми можно манипулировать?

Но манипулируют же не цифрами, а людьми?

Итак, почему общая сумма бонусов-премий для руководителей и членов совета директоров КТЖ по итогам 2023 года составила почти 790 миллионов тенге (это включая зарплату) – на 200 «лямов» больше, чем в 2020-м? За какие достижения?

Было реализовано несколько локальных проектов. В планах еще с десяток.

И все? Ах, да, в список успехов включили «безопасность перевозок» (а как быть с десяткам ЧП на железных дорогах страны в прошлом году? Как можно забыть безопасность пассажирок, которые подвергались сексуальным атакам – в том числе и со стороны проводников?) А также «обновление пассажирского и локомотивного парка осуществляется за счет собственных средств».

А вот это лукавство. На самом деле — за счет кредитов. Если вы у кого-то заняли деньги, то они уже ваши. Как вы ими распорядитесь – кредитору по бубну и барабану. Отдавать все равно придется. За счет чего и кого – другой вопрос.

Еще себе в плюс совет директоров поставил «рейтинг социальной стабильности, оценку ESG и углеродный след».

ESG – что это за зверь? Нашел толкование. Оказывается, это «экология, социальная политика и корпоративное управление». Ну и зачем прятать эти понятия за латиницей? Чуть выше все это уже перечислено. Поднять себе оценку в глазах рядовых граждан? И после этого назначить себе премии?

Читаем официальный документ «Внутренние правила оплаты труда». Эти правила основаны «на двух ключевых задачах, которые важны для компании и ее акционеров. Во-первых, награждение зависит от выполнения задач. Во-вторых, вознаграждение, размер выплат определяются результатами деятельности компании и эффективностью работников. То есть вознаграждения выплачиваются на основании оценки эффективности работы руководства».

А все задачи выполнены? Где реальные результаты?

Шпалы всегда будут поперёк рельсов

В этом месяце билеты для пассажиров подорожали. В соцсетях сразу грохнул взрыв негодования: «Пусть сначала себе бонусы урежут». «Может, сперва надо долги отдать, а потом карманы набивать»? «Сейчас автобусы лучше поездов»…

Мажилисмен Ерлан Саиров вообще заявил, что компании, входящие в «Самрук-Казына», должны пройти полный аудит. «Они никому не подчиняются – ни премьер-министру, ни отраслевому министру. Они не слушают и председателя совета директоров фактически. Это народные предприятия, менеджмент которых получает огромные премиальные… Долг в 2,9 триллиона, а менеджерам 790 миллионов. Не жирно ли?.. Что такого в менеджменте совершили? Как эти решения повлияли на предбанкротное самочувствие КТЖ»?

Справка «Каравана»

По словам Алихана Смаилова, «все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные для излишних посредников вокруг КТЖ условия привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 миллиардов тенге. Ожидаемого эффекта не принес и пилотный проект по доступу частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети, действующий с 2018 года. И приводит к потерям доходов КТЖ».

Дополнение. Высшая аудиторская палата выявила завышение тарифов частных перевозчиков в отдельных случаях на 32 %. «При этом 73 % всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости… Убытки по тарифам составили 907 миллиардов тенге… Все убытки компании покрываются за счет транзитных доходов. В этом отсутствует здравый экономический смысл».

Кто отвечает за здравый смысл в совете директоров КТЖ? На сайте компании полный список. Командир – Айдар Рыскулов. Далее – Нурлан Сауранбаев (он же председатель правления НК КТЖ), Гибрат Ауганов (представитель интересов единственного акционера. То есть государства), Ернат Бердикулов (тоже представитель страны), Куат Ирубаев (тоже в этой ипостаси). То есть народа? Или не совсем и не всегда?

Несколько лет назад экономист Ерулан Ахметжанов ехидно заметил в комментариях «Каравану», что «руководство КТЖ – это рельсы. А пассажиры – это шпалы. Рельсы – сверху. Мы – снизу. Мы всегда поперёк. А им, сверху, все равно».

Заграница нам помогает? Или зарабатывает на нас?

Еще в совете директоров КТЖ три иностранца. Первым значится немец Ульф Вокурка – независимый директор КТЖ с 2021 года. У него в Казахстане богатая биография. С середины 1990-х этот герр был членом совета директоров крупнейших национальных и коммерческих компаний республики. Хотите весь список? Запросто! АО «Казпочта», АО «Банк развития Казахстана», АО «Казына капитал менеджмент», КEGOC, БТА Банк, АО «Народный банк Казахстана». А еще председательствовал в правлении Казкоммерцбанка и Цеснабанка.

Владеет немецким, английским, русским и турецким.

Видимо, вовремя сообразил, где можно больше заработать?

Я попытался найти хотя бы две-три его идеи, которые могли бы продвинуть экономику и финансовую политику Казахстана вперед. Ни разу он – а я с ним два раза делал интервью – не сказал, в чем его «миссия» в Казахстане. В 2016-м в Берлине он обмолвился: «Казахстан – сложная страна». В чем – не пояснил. Патриот Казахстана?

Дальше – Александер Андреас Ширхубер. Начинал менеджером по связям с общественностью в компании «Русские машины». Пиарщик? Пресс-секретарь? Этот человек, который потом стал менеджером проектов в «Группе ГАЗ», а потом менеджером по продажам  в Африке. И был призван рулить железными дорогами Казахстана? Да, его однажды пригласили на руководящую должность в качестве эксперта в одну железнодорожную контору. И всего через год в 2023-м – в КТЖ? А за какие заслуги?

Еще один независимый директор КТЖ – Джон Маккейн. Шотландец. Чем занимался ранее? Планировал поездки общественного транспорта – автобусы и трамваи у себя на родине в Эдинбурге, формировал информацию о прибытиях в городе. Ну и про цены на билеты сообщал. А теперь он зарабатывает в Казахстане, повышая цены на билеты на КТЖ? Сам-то хоть раз прокатился у нас в общественном транспорте?

Кто не знает, в Эдинбурге менее 500 тысяч жителей. А в Казахстане уже больше 20 миллионов. И наша страна в 20 раз больше Шотландии. Приехали?..

Похоже, мажилисмен Ерлан Саиров прав: давно пора провести тщательный и полный аудит всех «дочек», «внучек», «пасынков» и незаконнорожденных «деток» удивительного квазигосударства «Самрук-Казына».

Как (опять же ехидно) сказал в 2020 году Ерулан Ахметжанов, «если бы в наши квазисекторные нацкомпании приглашали крутых зарубежных следаков и упертых борцов с коррупцией, а не менеджеров с невнятной профессиональной историей, то, возможно, ситуация у нас ухудшалась бы не с такой скоростью».

Да, еще комментарий из пятничного FB: «Если Смаилов так зарубился с министерством транспорта и КТЖ, то в этой дуэли кто-то должен либо отказаться от выстрела и уйти, либо продолжить войну. А война, по Лао Цзы, дорого обходится всем сторонам».