Национальный план «Казахстанского международного бюро по правам человека» в области прав человека и продвижение собственных интересов - Караван
  • $ 485.04
  • 525.98
+3 °C
Алматы
2024 Год
18 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Национальный план «Казахстанского международного бюро по правам человека» в области прав человека и продвижение собственных интересов

Национальный план «Казахстанского международного бюро по правам человека» в области прав человека и продвижение собственных интересов

Как сообщает Казахстанское международное бюро по правам человека, аффилированные с Бюро правозащитники к концу года планируют представить свой «Национальный план действий в области прав человека на 2024-2030 годы».

  • 18 Октября
  • 44
bureau.kz

Со слов Усена Сулейменова, авторы проекта планируют представить его как альтернативу недостаточно эффективному Плану Правительства Казахстана в области прав человека и верховенства закона, и внести в него инициативы, связанные с защитой гражданских и политических прав, а также совершенствованием работы Уполномоченного по правам человека РК.

Такие планы содержат в себе серию парадоксов.

Парадокс №1. План Правительства Казахстана в области прав человека и верховенства закона сформирован из рекомендаций Консультативно-совещательного органа: Диалоговая площадка по человеческому измерению при МИД РК (далее – КСО ДПЧИ), активным членом которой и является Казахстанское международное бюро по правам человека.

Так, за десять лет, с 2013 по 2023 год, на площадке КСО ДПЧИ были озвучены 256 предложений в законопроекты, из которых 36 приняты госорганами и Парламентом РК. Оставшиеся 226 предложений частично потеряли свою актуальность, потому что с избранием нового Президента РК в 2019 году система государственного управления динамично меняется.

Не потеряли свою актуальность только т.н. «шкурные интересы» самого Бюро.

Так, Бюро:

  • требует особые привилегии своей работе с принятием отдельного законодательного статуса «правозащитник» с правами и привилегиями, равными дипломатическим;
  • претендует на решающую роль в работе Уполномоченного по правам человека с получением полного доступа к государственному бюджету и максимальному нивелированию своей ответственности.

Ради этого Бюро готово даже растоптать свои ранее данные и принятые Правительством Казахстана рекомендации в области прав человека и верховенства закона. А ведь их реализация изменила многое.

С тех пор, в Казахстане:

  • Отменена смертная казнь.
  • В целях улучшения медицинского обеспечения осужденных решен вопрос о передаче этой функции от Министерства внутренних дел в Министерство здравоохранения.
  • Усилена роль национальных механизмов по защите прав человека. В стране полноценно функционирует институт Омбудсмена по правам человека. Указанный институт получил конституционный статус. Казахстан также назначил Омбудсменов по правам ребенка и для людей с особыми потребностями.
  • Воссоздан Конституционный Суд, как важнейший механизм защиты прав и свобод, куда напрямую могут обращаться граждане Казахстана.
  • Ратифицированы Факультативные протоколы ООН о правах детей и инвалидов.
  • Значительно усилена административная и уголовная ответственность за домашнее насилие.
  • Принят Закон, направленный на переход с разрешительного на уведомительный характер проведения религиозных мероприятий и многое другое.

Это целые социальные пласты политической эволюции страны, на которые у многих государств уходят десятилетия. Но для Казахстанского международного бюро по правам человека это не важно. Также, как и не важно им работать с Правительством по внедрению вышеуказанных законов в практику. Ну понятно, за это иностранные гранты не приходят.

Парадокс №2: Почему за усиление роли Бюро и продвижение его интересов в национальное законодательство страны платит Правительство Великобритании?

Вопрос достаточно серьезный и требует глубокого анализа всех заинтересованных сторон, в том числе самого Правительства Великобритании, которое, может и не знает, что, в конченом счете, финансирует. Ведь за правозащитной риторикой сегодня скрывается множество других, не связанных с этой тематикой интересов.

В завершении Сулейменов отметил, что Универсальные ценности ООН, а именно обеспечение защиты прав человека, никогда не носили субъективный характер и не должны служить щитом для субъективных интересов. Они должны оставаться универсальными и такие НПО как «National Endowment for Prosperity» продолжат работу в этом направлении. Только так ценности ООН будут сохранены и переданы грядущим поколениям.