Кандидат исторических наук занимал должность поста в этой стране, передает Caravan.kz.
«Недавно иностранный журналист обратился ко мне как к бывшему послу Республики Казахстан в Кабуле и эксперту по Афганистану с просьбой прокомментировать появление в некоторых странах нашего региона послов и поверенных в делах нынешнего временного правительства талибов. Я дал следующие пояснения», — так начинается комментарий Смагулова, опубликованный в Facebook.
Он в общих чертах рассказал, как сменилась власть в Афганистане.
«Талибы пришли к власти в результате гражданской войны с его афганскими особенностями и спецификой. О том, что движение «Талибан» было признано воюющей стороной в гражданской войне или силой, борющейся за независимое определение судьбы нации, свидетельствует подписанное 29 февраля 2020 года в Дохе «Соглашение о продвижении мира в Афганистане между Исламским Эмиратом Афганистан, которое не признается Соединенными Штатами как государство и известное как Талибан, и Соединенными Штатами Америки»
Примером подобных договоренностей может быть пакет документов, подписанных между правительством Франции и Временным правительством Алжирской Республики в 1962 году (Эвианские соглашения), которыми завершилась война за независимость Алжира, а Фронт национального освобождения этой страны был объявлен легальной организацией», — пояснил эксперт.
Он также объяснил некоторые нюансы этих документов.
«Оговорка о том, что США не признают ИЭА как государство, была понятна. Тогда еще речь не шла о его государственности. В тот момент действовала другая норма международного обычного права – признание ad hoc, разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами или субъектами, которые не желают признавать друг друга», — заявил историк.
Он прокомментировал и текущее положение дел.
«Сегодня эта структура демонстрирует способность к вступлению в отношения с другими государствами и проявляет устойчивость своей власти на всей территории страны. В Кабуле продолжили работу 17 представительств иностранных государств, посольства многих западных стран переместились, действуют и поддерживают контакты с временным правительством в Дохе. Официальные встречи проходят и в Кабуле. За рубежом функционируют 39 постоянных представительств новой афганской власти, в том числе на уровне послов и временных поверенных в делах», — написал кандидат исторических наук.
Далее он отметил, что Казахстан по сути признал власть талибов.
«Думаю, что в Республике Казахстан, как и во многих других странах исходят из декларативной теории государственности, т. е. само объявление о создании нового правительства делает его субъектом международных отношений. Согласно Конвенции Монтевидео 1933 года признание другими государствами не требуется. В данном случае это временное правительство Исламского Эмирата Афганистан. На уровне ООН нынешняя власть в Афганистане признана де-факто. Используется термин «власть де-факто».
Исходя из этой декларативной теории государственности и понимая, что нынешний режим в Афганистане является долгосрочным фактором, практически все заинтересованные государства, в том числе и страны Центральной Азии, установили контакты и взаимодействуют с временным правительством Исламского Эмирата Афганистана», — написал Смагулов.
Он добавил, что признание власти произошло с определенными оговорками.
«Вместе с тем государства также используют и другую норму международного обычного права – конститутивную теорию признания государства, согласно которой только признание другими государствами создаёт новое государство как субъект международного права. Это необходимо для того, чтобы дать знать нынешней власти в Афганистане, что международное сообщество не разделяет некоторые ее подходы к государственной политике, особенно в отношении роли женщин в жизни общества и государства. Примером может служить решение 50-го заседания Совета МИД Организации Исламского Сотрудничества в Камеруне, которая прошла 29–30 августа 2024 года. Несколько дней назад. Исполняющий обязанности министра иностранных дел ИЭА Амир Хан Муттаки принимал участие в работе заседания, выступил с речью, однако его не допустили к официальному групповому фотографированию», — рассказал Агыбай Дынкенович.
Он также пояснил, что происходит, с точки зрения международного права.
«Таким образом, временное правительство талибов получила признание де-факто – неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения могут быть не установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные и другие соглашения. Такая форма применяется, когда у признающего государства есть сомнения в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект считает себя временным образованием», — подытожил Смагулов.
Напомним, ранее Кыргызстан исключил «Талибан» из списка запрещенных организаций.